| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
патриотическое воспитаниеГражданско - патриоточеское воспитание Задачи: - воспитание высоких нравственных качеств личности; - воспитание гражданского достоинства; - уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу; - воспитание уважения к собственному «я»; - знание прав и обязанностей человека современного общества;
Формы, методы работы:
- уроки истории и граждановедения; - экскурсии и походы по историческим местам нашего города; - радиопередачи, посвященные этому направлению; - декады военно – патриотического воспитания; - деловые игры; - профилактические операции; - работа отряда ЮиД; - проектная неделя (выборы актива, планирование работы); - экскурсии, кл. часы.
Программа патриотического воспитания учащихся «Растим патриотов своей страны»
Кузнецова Н. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации “О Воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”, “О гражданской обороне”, письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. №1133/14 – 12, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001г. №122. Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе. Логическим продолжением программы ОБЖ во внеурочное время является участие обучающихся в работе различных кружков, секций и мероприятий патриотической направленности. Наряду с введением новых форм и методов воспитательной работы необходимо использовать положительный многолетний опыт в организации спортивных лагерей старшеклассников, лагерей юных спасателей, туристических походов и слётов, детских игр и соревнований. Задача патриотического воспитания как формы обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально - психологических, военно - технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях. Работа по патриотическому воспитанию строится с учётом специфики данной школы. Поэтому нельзя забывать и об эстетическом воспитании защитника Отечества и о здоровом образе жизни. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования в школе, можно способствовать решению других задач нравственного развития личности, т. е. на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию школьников, в том числе и патриотическому. В процессе обучения театральному искусству, поэзии, танцам и музыке учащийся школы познаёт мир прекрасного, что является альтернативой войне. Меняются его поступки, отношения к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы. Поэтому патриотическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными, эстетическими и др. В этом и заключается разнообразие форм и методов патриотического воспитания в школе с изучением музыки, ИЗО, хореографии и др. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ - Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях личности, гражданина - патриота. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ патриотической работы. 1. Духовно - нравственное воспитание. 2.Историческое воспитание. 3.Политико - правовое воспитание. 4.Патриотическое воспитание. 5.Профессионально деятельное воспитание. 6.Психологическое воспитание. 7.Воспитание на воинских традициях. ЦЕЛИ патриотической работы. Целенаправленно осуществлять патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности, глубокого понимания священного долга защиты Отечества. ЗАДАЧИ патриотической работы 1. Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе, закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные ими на занятиях по ОБЖ. 2. Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия. 3. Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины. 4.Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества. 5. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями в г. Копейске. 6. Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета ОБЖ. 7.Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, активной жизненной позиции. 8. Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе со школьниками, военнослужащими запаса, ветеранами войны и труда. ФОРМЫ И МЕТОДЫ - общешкольные мероприятия по тематике “Защита Отечества - почётная обязанность гражданина России” (беседы, лекции, доклады); - месячник ГО, защитника Отечества; - кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно -патриотической тематике; - конкурсы военно - патриотической песни; - конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен; - конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику; - театральные постановки военно - патриотической направленности; - походы школьников по местам боевой и трудовой славы; - поисковая работа; - шефство над инвалидами и ветеранами войны; - встречи с ветеранами войны и труда; - создание выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков; - организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков; - проведение спортивных игр; - участие в смотрах военно-патриотической работы; участие в военно-спортивных играх; - соревнования по военно - прикладным видам спорта; - экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения; - встречи с воинами - бывшими учениками школы; - мероприятия по ориентации на военные профессии. ОРГАНИЗАЦИЯ патриотической работы Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста. 1 категория - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды. 2 категория - учащиеся 5-8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её. 3 категория - учащиеся 9-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно- воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины. СИСТЕМА патриотического воспитания учащихся 1. Морально - психологическая подготовка Осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла. Внеурочная работа: - кружки по предметам; - уроки мужества; - конкурсы сочинений на военно - патриотическую тему; - обсуждение книг, кинофильмов; - военно - шефская работа. 2. Военно - техническая подготовка Осуществляется на уроках труда и физико - математического цикла. Внеурочная работа: - кружки по предметам; - технические кружки и секции в ДОУ г. Копейска; - занятия в учебных организациях, курсы военных институтов г. Челябинска; 3. Военно - физическая подготовка Осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры. Внеурочная работа: - сдача нормативов по ГО; - спортивные секции; - соревнования по военно - прикладным видам спорта; - спортивные лагеря; - военизированные походы, военно - спортивные праздники и вечера. УПРАВЛЕНИЕ системой патриотического воспитания в школе 1. Функции управления · целеполагание - педагогический анализ · разработка моделей готовности - координация · переход к организационным - контроль 2. Состав и структура системы управления · администрация · ученический совет · МО классных руководителей · МО учителей предметников · Ученическое самоуправление 3. Методическое обеспечение · внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания; · организация методической учебы коллектива.
ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ - Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ Директор школы осуществляет: · общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров; · анализ состояния патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными внешкольными организациями, базовыми предприятиями; · выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей ОБЖ.; · внутришкольный учёт и контроль за выполнением патриотической работы; · создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания. Является председателем общественного совета по патриотическому воспитанию. Заместитель директора по учебно - воспитательной работе (патриотическому воспитанию), заместитель директора по воспитательной работе: · выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе; · обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества; · заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно - воспитательного процесса; · осуществляет преподавание ОБЖ в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное время, создаёт с помощью директора школы необходимую для этого материальную базу; · обеспечивает межпредметные связи ОБЖ с общеобразовательными дисциплинами; · организует кружковую работу патриотической направленности; · руководит подготовкой и проведением военно - спортивных праздников, смотров, соревнований; · поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, городским штабом ГО, воинскими частями и подразделениями; · возглавляет профориентационную работу по военным специальностям, стимулирует развитие склонности у учащихся к военной службе, организует помощь юношам в подготовке их к поступлению в военные учебные заведения; · использует помощь шефствующих предприятий, воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся. Классный руководитель · осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива; · планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, детских общественных организаций, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины; · ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества; · корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования; Учителя: · обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины; · систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения. УСЛОВИЯ необходимые для реализации программы В образовательном учреждении, работающем в режиме школы -комплексе, хорошая материальная база: спортивная площадка, спортзал, тренажерный зал, кабинет ЛФК, класс ОБЖ, всевозможные средства индивидуальной защиты от ЧС, полоса препятствий, спортивный инвентарь для занятия спортом. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ · укрепление физического и психологического здоровья детей (через занятия в туристко-спортивных кружках при школе); · воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике; · воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честность, самостоятельности. ПЛАН патриотического воспитания сентябрь Месячник безопасности жизнедеятельности детей · Организация работы спортивных, туристических кружков на базе школы (7-11 классы). «День бегуна» 4-11 классы.. · Лекторий: “Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города” (1-7 классы). · Уголок Памяти «Россия против террора». «Беслан – мы скорбим вместе с вами», проведение информационных классных часов. · Посещение музея-выставки пожарной безопасности в г. Челябинске (экскурсия). · Беседа: “Противопожарная безопасность”. Встреча с представителем противопожарной службы. (1-7 классы). · Лекции врачей-специалистов. Октябрь · Лекторий: “Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту” (8-11 классы). · Литературная гостиная «Стихи военных лет». · Городской конкурс чтецов, посвященный 60-летию ВОВ. Ноябрь · Посещение краеведческого музея боевой славы воинов - интернационалистов (все классы). Декабрь · Первоначальная постановка учащихся школы, достигших приписного возраста, на воинский учёт. Январь – февраль · Месячник Дня Защитника Отечества. Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими. · Слет «Вперед, мальчишки!». · Конкурс рисунков «Дети об Армии». · «А ну-ка, парни». · Смотр песни и строя. · Прохождение медицинского осмотра 11 классов в военкомате. Март · Подготовка мероприятий ко Дню Победы: · Музыкально-литературная композиция о войне. Апрель 1 .Выпуск боевых листков о ветеранах Великой Отечественной войны г. Копейска 2.Выпуск стенной газеты ко Дню Победы. 3.Показательные выступления участников спортивного кружка школы. 4.Спортивные соревнования, состязания посвящённые Дню Победы, май · Уроки мужества (все классы). · Зарница. · 19 мая - Слет детских общественных организаций. · Военно-полевые сборы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО · Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”; · Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе...”. · Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001-2005 годы» постановление правительства РФ от 16 февраля 2001г. №122. · Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”. · Методические материалы и документы по курсу ОБЖ автора А.Т.Смирнова. · Учебное пособие “Основы военно-патриотического воспитания” автора Г.В.Средина. · Программа развития школы № 45
ЛИТЕРАТУРА Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга; Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте; Вестник военной информации - 2000 год; Жуков И.М. Военно - патриотическое воспитание старшеклассников; Катуков А.М. Военно - патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению; Кулаков В.Ф.Военная психология и педагогика; Ларшин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи; На службе Отечеству - учебник по общественно-государственной подготовки ВС РФ; Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности - учебное пособие.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |