| ||||||
|
| |||||
как подготовить и провести классное ученическое собраниеРекомендации классному руководителю и ученическому активу классное ученическое собрание – основной орган ученического самоуправления в классе. Именно оно вправе принимать решения по любым вопросам, входящим в круг полномочий ученического коллектива класса. Ученическое собрание отличается от классного часа, который не является органом ученического самоуправления. «Классный час» - это час классного руководителя, форма его педагогической работы с детьми. О чем и как вести разговор на «классном часе» - это решает сам педагог. Классное ученическое собрание – форма работы, общения самих детей. Классный руководитель здесь – помощник, консультант, старший товарищ. Он помогает детям готовить и вести собрание. Мера помощи, участия педагога в подготовке и проведении собрания зависит от возраста детей и уровня их готовности к самоуправлению В нашей школе в настоящее время классные ученические собрания проводятся в 5-11 классах. Понятно, что чем младше дети, чем меньше их опыт, тем нужнее им конкретная, доброжелательная помощь педагога… 1 Подготовка собрания. 1.1. Определение темы. Тема собрания может быть рекомендована «сверху», (например: «О работе школьного ученического совета», «О подготовке к ученической конференции» и т.п.). А может быть определена самим классом, его активом или рекомендована классным руководителем (например: «как проведем новогодний праздник?», «Как лучше организовать дежурство на нашем посту» и т.п.). В любом случае тема ученического собрания должна касаться жизни ученического коллектива, роли учеников в делах класса или школы. Если тема избрана правильно, по итогам собрания можно будет принять конкретное решение: что будем делать, когда, кто будет ответственным. Если решение принять по теме невозможно, то нужно не собрание, а иная форма, например, диспут «Что такое счастье?». На ученическом собрании может быть вынесен не один вопрос (тема), а несколько. В этом случае определяется не тема, а повестка дня, то есть вопросы для обсуждения. 1.2. Определение докладчика. Чтобы собрание приняло какое-то решение, его надо проинформировать о существе проблемы, требующей решения. Это и должен сделать докладчик. Им может быть староста класса, член актива, отвечающий, например, за дежурство и т.д. Может в роли докладчика выступить и классный руководитель (поставить перед ребятами проблему). 1.3. подготовка проекта решения. Собрание вправе ждать от докладчика не только сообщения по обсуждаемой проблеме, но и каких-то предложений о путях решения этой проблемы. Эти предложения и могут стать основной для проекта решения. Если никаких предложений нет, возникает опасность превращения собрания в «говорильню», когда решение вообще не принимается. Такой разговор «вообще» тоже может быть полезным, но это уже «другой жанр» (диспут, «круглый стол» и т.п.) 2. проведение собрания. 2.1. открытие собрания. Ученическое собрание открывает лидер класса. Он сообщает собранию о количестве присутствующих, о причинах отсутствия остальных и предлагает начать собрание. Если присутствующие согласны (за это можно и проголосовать, когда есть возражающие), командир объявляет собрание открытым. 2.2. избрание председателя и секретаря. Открыв собрание, лидер предлагает для ведения собрания избрать председателя и серетаря. Пока опыта у ребят нет, надо готовить эти кандидатуры заранее (до собрания), объяснив им обязанности (председатель ведет собрание, а секретарь кратко записывает принимаемые собранием решения: что сделать, когда, кто ответственный). За избрание председателя и секретаря надо проголосовать (им доверяется важное дело). Если подходящей кандидатуры на роль председателя пока нет, допусчтимо избрание на эту роль самого командира класса (за исключением случая, когда он отчитывается в своей работе и идут выборы нового командмра). Избранный председательствующий приступает к делу, а командир садится с ребятами: теперь он «рядовой», собрание выше командира. 2.3. утверждение повестки дня. Председательствующий сообщает предлагаемую для обсуждения тему (повестку дня), спрашивает, нет ли возражений, ставит на голосование. 2.4. утверждение порядка работы. Председательствующий сообщает о предлагаемом порядке работы (если это требуется): регламент собрания, порядок выступлений и т.п. 2.5. обсуждение и решение вопросов. По каждому из вопросов, включенных в повестку дня, должны быть проведены (как правило) следующие процедуры: сообщение докладчика и его ответы на вопросы по теме сообщения; обсуждение вопроса (все желающие выступить поднимают руку, председатель дает слово, выступающий говорит свое мнение и вносит свои предложения к решению; принятие решения (председатель формулирует текст предлагаемого решения с учетом подготовленного проекта и предложений выступивших на собрании, вносит поправки, если они предлагаются и ставит проект на голосование). Важно, чтобы принимаемые решения были реальны (выполнимы) и конкретны (т.е. содержали в себе намечаемые реальные действия, сроки и ответственных за исполнение). 2.6. закрытие собрания. Когда повестка дня исчерпана, председатель дает возможность участникам собрания высказать свое мнение по ведению собрания, а затем объявляет собрание закрытым. После этого может быть продолжено «неформальное общение» по любому вопросу между теми, кто захочет этого. Классный руководитель может выступать на собрании, попросив слово у председательствующего, в любое время. Но тональность высказываний должна быть демократичной, не «командной». На собрании учитель – гость, а не хозяин. Ребята при желании имеют право проводить собрания сами, без приглашения учителя. В конце собрания, перед его закрытием, классный руководитель может высказать свое мнение о том, как прошло собрание, поддержать ребят и высказать свои предложения на будущее. Рекомендации подготовили: Кузнецова Н. В., Демакова А. А.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |