патриотическое воспитание
Гражданско - патриоточеское воспитание
Задачи:
- воспитание высоких нравственных качеств личности;
- воспитание гражданского достоинства;
- уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу;
- воспитание уважения к собственному «я»;
- знание прав и обязанностей человека современного общества;
Формы, методы работы:
- уроки истории и граждановедения;
- экскурсии и походы по историческим местам нашего города;
- радиопередачи, посвященные этому направлению;
- декады военно – патриотического воспитания;
- деловые игры;
- профилактические операции;
- работа отряда ЮиД;
- проектная неделя (выборы актива, планирование работы);
- экскурсии, кл. часы.
Основные мероприятия:
| ||||
№ п/п |
Наименование видов деятельности, мероприятий |
сроки |
Ответствен. |
Выход |
1. |
Сентябрьский калейдоскоп «Я и моя семья», что значит быть хорошим сыном и дочерью «Мои родные – защитники Родины» |
1.09. 1 – 11 кл. праздник |
Гертер З.В. Кузнецова Н.В. Цибина Л.И. |
план, сценарий |
|
Посвящение 9 кл. в старшеклассников |
кл. час 9, 10 кл. |
кл. руков. зам. дир. по ВР |
план, сценарий |
|
Спортивный праздник «Золотая осень» |
1 – 11 кл. |
учит. физкульт. |
справка |
2. |
Дни города Выставка |
6.09 |
учит. ИЗО зам. дир. по ВР |
информация |
3. |
Внимание, дети! Профилактическая операция |
8. 9 м |
Колотова Л.Г. |
информация |
4. |
Работа совета представительства учащихся |
в течение года |
зам. дир. по ВР кл. руковод. |
план работы, протоколы заседаний |
5. |
Встречи с представителями правоохранительных органов, ИДН |
|
Гертер З.В. кл. руковод. |
план-график |
6. |
Экскурсии в правоохранительные органы |
ноябрь |
Гертер З.В. Шевченко Л.И. |
план-график |
7. |
Экскурсии по знаменательным местам нашего города, края, государства |
в течение года |
кл. руководители |
план-график |
8. |
Проектная неделя (выборы классного и школьного актива, планирование работы) |
18-23 09.06 |
Гертер З.В. кл. руковод. |
Совет предст. учащихся, справка |
9. |
День самоуправления |
30.09.06. |
зам. дир. по ВР |
справка |
10. |
Операция «Забота» посвящена дню пожилого человека |
30.09.06. |
кл. руков. |
информ. |
11. |
Сбор актива ДО «Лидер» |
сентябрь |
Гертер З.В. |
|
12. |
День народного единства (Конкурсы сочинений, рисунков, викторины) |
4.11.06 |
кл. руковод. Гертер З.В. |
справка |
13. |
Краеведческая викторина «Твой город - твой дом» |
декабрь |
Кудрявцева Г.В., кл. руководители |
справка |
14. |
«Я имею право» (неделя правовых знаний) городской конкурс – Турнир знатоков права |
октябрь |
кл. руков. преподават. обществозн. |
информация |
15. |
Неделя ОБЖ, валеологии |
|
|
план, метод. материал, справка |
16. |
Районный конкурс «Сам себе спасатель» |
январь |
Колотова Л.Г. |
информация |
17. |
Неделя военно – патриотического воспитания |
февраль |
Колотова Л.Г. Кузнецов И.В. Гертер З.В. |
план, метод. материалы, справки |
18. |
Смотр строя и песни |
февраль |
|
сценарий справка |
19. |
Неделя детско-юношеской книги |
март |
Варлакова Н.В. |
справка |
20. |
День Земли |
апрель |
кл. руков. пед.- организ. зам.дир. ВР |
сценарий, справка |
21. |
Игра «Зарница – школа безопасности» |
май |
Колотова Л.Г. Кузнецов И.В. |
информация |
22. |
День Памяти |
май |
кл. руков. пед.- организ. зам.дир. ВР |
программа |
23. |
Праздник чести школы |
май |
кл. руков. пед.- организ. |
аналит. материал план |
24. |
Соревнования - «Школа безопасности» - военно-полевые сборы работа отряда ЮиД, сан.посты |
май
апрель май |
Кузнецов И.В. Колотова Л.Г. |
план работы, справки |
25. |
Кл. часы – беседы по правилам дорожного движения |
в течение года |
кл. руков. Колотова Л.Г. |
план кл часов, запись в кл. журнал |
26. |
Конкурс «Лучший класс» |
май |
кл. руков. пед.организ. зам.дир. ВР |
аналит. материал справка |
Программа патриотического воспитания учащихся
«Растим патриотов своей страны»
Кузнецова Н. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации “О Воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”, “О гражданской обороне”, письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. №1133/14 – 12, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001г. №122. Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.
Логическим продолжением программы ОБЖ во внеурочное время является участие обучающихся в работе различных кружков, секций и мероприятий патриотической направленности. Наряду с введением новых форм и методов воспитательной работы необходимо использовать положительный многолетний опыт в организации спортивных лагерей старшеклассников, лагерей юных спасателей, туристических походов и слётов, детских игр и соревнований.
Задача патриотического воспитания как формы обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально - психологических, военно - технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях.
Работа по патриотическому воспитанию строится с учётом специфики данной школы. Поэтому нельзя забывать и об эстетическом воспитании защитника Отечества и о здоровом образе жизни.
Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования в школе, можно способствовать решению других задач нравственного развития личности, т. е. на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию школьников, в том числе и патриотическому.
В процессе обучения театральному искусству, поэзии, танцам и музыке учащийся школы познаёт мир прекрасного, что является альтернативой войне. Меняются его поступки, отношения к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы. Поэтому патриотическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными, эстетическими и др.
В этом и заключается разнообразие форм и методов патриотического воспитания в школе с изучением музыки, ИЗО, хореографии и др.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
- Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях личности, гражданина - патриота.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
патриотической работы.
1. Духовно - нравственное воспитание.
2.Историческое воспитание.
3.Политико - правовое воспитание.
4.Патриотическое воспитание.
5.Профессионально деятельное воспитание.
6.Психологическое воспитание.
7.Воспитание на воинских традициях.
ЦЕЛИ
патриотической работы.
Целенаправленно осуществлять патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности, глубокого понимания священного долга защиты Отечества.
ЗАДАЧИ
патриотической работы
1. Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе, закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные ими на занятиях по ОБЖ.
2. Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.
3. Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.
4.Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества.
5. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями в г. Копейске.
6. Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета ОБЖ.
7.Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, активной жизненной позиции.
8. Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе со школьниками, военнослужащими запаса, ветеранами войны и труда.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
- общешкольные мероприятия по тематике “Защита Отечества - почётная обязанность гражданина России” (беседы, лекции, доклады);
- месячник ГО, защитника Отечества;
- кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно -патриотической тематике;
- конкурсы военно - патриотической песни;
- конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен;
- конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;
- театральные постановки военно - патриотической направленности;
- походы школьников по местам боевой и трудовой славы;
- поисковая работа;
- шефство над инвалидами и ветеранами войны;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- создание выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков;
- организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков;
- проведение спортивных игр;
- участие в смотрах военно-патриотической работы; участие в военно-спортивных играх;
- соревнования по военно - прикладным видам спорта;
- экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения;
- встречи с воинами - бывшими учениками школы;
- мероприятия по ориентации на военные профессии.
ОРГАНИЗАЦИЯ
патриотической работы
Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.
1 категория - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
2 категория - учащиеся 5-8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.
3 категория - учащиеся 9-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно- воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
СИСТЕМА
патриотического воспитания учащихся
1. Морально - психологическая подготовка
Осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла. Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
- уроки мужества;
- конкурсы сочинений на военно - патриотическую тему;
- обсуждение книг, кинофильмов;
- военно - шефская работа.
2. Военно - техническая подготовка
Осуществляется на уроках труда и физико - математического цикла.
Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
- технические кружки и секции в ДОУ г. Копейска;
- занятия в учебных организациях, курсы военных институтов г. Челябинска;
3. Военно - физическая подготовка
Осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры.
Внеурочная работа:
- сдача нормативов по ГО;
- спортивные секции;
- соревнования по военно - прикладным видам спорта;
- спортивные лагеря;
- военизированные походы, военно - спортивные праздники и вечера.
УПРАВЛЕНИЕ
системой патриотического воспитания в школе
1. Функции управления
· целеполагание - педагогический анализ
· разработка моделей готовности - координация
к защите Отечества
· переход к организационным - контроль
задачам.
2. Состав и структура системы управления
· администрация
· ученический совет
· МО классных руководителей
· МО учителей предметников
· Ученическое самоуправление
3. Методическое обеспечение
· внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания;
· организация методической учебы коллектива.
ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ
- Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
Директор школы осуществляет:
· общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
· анализ состояния патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными внешкольными организациями, базовыми предприятиями;
· выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей ОБЖ.;
· внутришкольный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;
· создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.
Является председателем общественного совета по патриотическому воспитанию.
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе (патриотическому воспитанию), заместитель директора по воспитательной работе:
· выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;
· обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;
· заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно - воспитательного процесса;
· осуществляет преподавание ОБЖ в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное время, создаёт с помощью директора школы необходимую для этого материальную базу;
· обеспечивает межпредметные связи ОБЖ с общеобразовательными дисциплинами;
· организует кружковую работу патриотической направленности;
· руководит подготовкой и проведением военно - спортивных праздников, смотров, соревнований;
· поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, городским штабом ГО, воинскими частями и подразделениями;
· возглавляет профориентационную работу по военным специальностям, стимулирует развитие склонности у учащихся к военной службе, организует помощь юношам в подготовке их к поступлению в военные учебные заведения;
· использует помощь шефствующих предприятий, воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.
Классный руководитель
· осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
· планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, детских общественных организаций, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;
· ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
· корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования;
Учителя:
· обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;
· систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.
УСЛОВИЯ
необходимые для реализации программы
В образовательном учреждении, работающем в режиме школы -комплексе, хорошая материальная база: спортивная площадка, спортзал, тренажерный зал, кабинет ЛФК, класс ОБЖ, всевозможные средства индивидуальной защиты от ЧС, полоса препятствий, спортивный инвентарь для занятия спортом.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· укрепление физического и психологического здоровья детей (через занятия в туристко-спортивных кружках при школе);
· воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;
· воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честность, самостоятельности.
ПЛАН
патриотического воспитания
сентябрь
Месячник безопасности жизнедеятельности детей
· Организация работы спортивных, туристических кружков на базе школы (7-11 классы). «День бегуна» 4-11 классы..
· Лекторий: “Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города” (1-7 классы).
· Уголок Памяти «Россия против террора». «Беслан – мы скорбим вместе с вами», проведение информационных классных часов.
· Посещение музея-выставки пожарной безопасности в г. Челябинске (экскурсия).
· Беседа: “Противопожарная безопасность”. Встреча с представителем противопожарной службы. (1-7 классы).
· Лекции врачей-специалистов.
Октябрь
· Лекторий: “Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту” (8-11 классы).
· Литературная гостиная «Стихи военных лет».
· Городской конкурс чтецов, посвященный 60-летию ВОВ.
Ноябрь
· Посещение краеведческого музея боевой славы воинов - интернационалистов (все классы).
Декабрь
· Первоначальная постановка учащихся школы, достигших приписного возраста, на воинский учёт.
Январь – февраль
· Месячник Дня Защитника Отечества. Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими.
· Слет «Вперед, мальчишки!».
· Конкурс рисунков «Дети об Армии».
· «А ну-ка, парни».
· Смотр песни и строя.
· Прохождение медицинского осмотра 11 классов в военкомате.
Март
· Подготовка мероприятий ко Дню Победы:
· Музыкально-литературная композиция о войне.
Апрель
1 .Выпуск боевых листков о ветеранах Великой
Отечественной войны г. Копейска
2.Выпуск стенной газеты ко Дню Победы.
3.Показательные выступления участников спортивного кружка школы.
4.Спортивные соревнования, состязания посвящённые Дню Победы,
май
· Уроки мужества (все классы).
· Зарница.
· 19 мая - Слет детских общественных организаций.
· Военно-полевые сборы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
· Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”;
· Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе...”.
· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001-2005 годы» постановление правительства РФ от 16 февраля 2001г. №122.
· Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
· Методические материалы и документы по курсу ОБЖ автора А.Т.Смирнова.
· Учебное пособие “Основы военно-патриотического воспитания” автора Г.В.Средина.
· Программа развития школы № 45
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;
Вестник военной информации - 2000 год;
Жуков И.М. Военно - патриотическое воспитание старшеклассников;
Катуков А.М. Военно - патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;
Кулаков В.Ф.Военная психология и педагогика;
Ларшин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи;
На службе Отечеству - учебник по общественно-государственной подготовки ВС РФ;
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности - учебное пособие.