| ||||||
|
| |||||
родительское собрание
Родительское собрание «Домашние задания» (составлено и проведено психологом МОУ СОШ № 45 Корнилович О.В.) Цели: 1) познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий; 2) дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.
Психолог. Сегодня наш разговор пойдет о том, как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности. Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не нравы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка одни взрослые заявляют ребенку. «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида па равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий. Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Вес должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на I г усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда (НОТ). К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 29 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 39 см — 62 см, при росте от 140 до 149 см — 68 см. разница между высотой стола и стула — от 21 до 27 см. расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней а пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятии, но еще не устал и не пере возбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: — до одного часа — в первом классе; — до 1,5 часов — во втором; — до 2 часов — в третьем и четвертом классе. Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования. Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания. Нередко родители задают такой вопрос: с какого предмета лучше начинать приготовление уроков? с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Ученые и опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребенка, о характерных чертах его работоспособности. Так например для учащихся обладающих «сильной» нервной системой характерна малая подверженность утомлению и в связи с этим меньшее время, необходимое для отдыха: подготовка уроков за один присест, постепенное втягивание в работу, наличие раскачки в начале занятий, подготовка уроков в последовательности от легких к трудным. Учащимся со «слабой» нервной системой характеризуются сравнительно большей утомляемостью и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий. Они испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Втягивание в работу без заметной раскачки, последовательность выполнения заданий от трудных к легким. Таким образом, для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий и создание необходимых условий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений. Психолог. Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не нравы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка одни взрослые заявляют ребенку. «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида па равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий. Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Вес должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на I г усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда (НОТ). К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 29 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 39 см — 62 см, при росте от 140 до 149 см — 68 см. разница между высотой стола и стула — от 21 до 27 см. расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней а пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятии, но еще не устал и не пере возбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: — до одного часа — в первом классе; — до 1,5 часов — во втором; — до 2 часов — в третьем и четвертом классе. Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования. Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания. Нередко родители задают такой вопрос: с какого предмета лучше начинать приготовление уроков? с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Ученые и опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребенка, о характерных чертах его работоспособности. Так например для учащихся обладающих «сильной» нервной системой характерна малая подверженность утомлению и в связи с этим меньшее время, необходимое для отдыха: подготовка уроков за один присест, постепенное втягивание в работу, наличие раскачки в начале занятий, подготовка уроков в последовательности от легких к трудным. Учащимся со «слабой» нервной системой характеризуются сравнительно большей утомляемостью и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий. Они испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Втягивание в работу без заметной раскачки, последовательность выполнения заданий от трудных к легким. Таким образом, для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий и создание необходимых условий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.
Памятка для родителей. НЕЛЬЗЯ: • будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему. • кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей: бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится; • требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов; • сразу после школьных уроков выполнять домашние задания; • лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе; • заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права; • кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности; • заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика; • не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий; • ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки; • сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день; • смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры; • ругать ребенка перед сном; • не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время; • разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно; • не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Рекомендации по подготовке домашних заданий.
«Как готовить домашнее задание по русскому языку» 1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. 2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 3. Прочитай задания упражнения. А. Прочитай все упражнения устно выполни задания к нему. 5. Выполни упражнение письменно. 6. Проверь всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение» 1 Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением, 2 Прочитай стихотворение вспух. Объясни трудные слова. 3 Прочитай стихотворение выразительно Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения. 4 Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить. 5 Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. 6 После окончания домашней работы еще 2—3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст. 7 Перед сном еще раз повтори стихотворение. 8 Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Если на выучивание стихотворения дано 2 дня» Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слово и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его построение, интонацию, ритм. Второй день. Прочитай стихотворение про себя, Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно запоминается» 1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки. 2. Выучи первый отрывок. 3. Выучи второй отрывок. 4. Повтори первый и второй отрывки вместе. 5. Выучи третий отрывок. 6. Расскажи наизусть все стихотворение. 7. Повтори стихотворение еще роз перед сном. 8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачи» 1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче. 2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж. 3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи. 4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом. 5. Составь план решения. 6. Выполни решение. 7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи. «Как нужно готовить задание по устным предметам» 1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: — о чем рассказывал учитель. — какие ставили опыты; — какие рассматривали таблицы, картины, карты. 2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них. 3. Прочитай текст учебника. 4. Подготовься отвечать по теме урока: — продумай план ответа; — расскажи заданное по этому плану; — старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знаний примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг; — сделай выводы; — открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал. 5. Выполни задания учебника.
Список использованной литературы. Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы // Начальная школа. 1999. № 9. 2. Корнсева Е.Н. Ох уж эти первоклашки. Ярославль, 1999. 3- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986. 4. Поговорим о наших детях / Под ред. А.Е. Соловьевой. М.. 1967. 5. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бода-лева. М., 1989. 6. Пунский В. О. Азбука учебного труда. М., 1988. 7 Шклярова Г В. Справочник для начальных классов. М., 1994.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |