| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
организация работы зам.директора по УВР АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЗА 2005-2006 УЧЕБНЫЙ ГОД
Заместитель директора – Ильина Е. П.
На 2005-2006 учебный год перед начальными классами ставились следующие задачи:
1. Совершенствовать мастерство учителя через: · Аттестацию · Открытые уроки · Выступления на МО · Деятельность в теоретических и научно-практических семинарах · Курсы повышения квалификации 2. Совершенствование системы эколого-валеологического сопровождения образовательного процесса через использование:· Здоровьесберегающих технологий · Соблюдение санитарных норм всех видов занятий 3. Развитие личности учащихся через обучение и воспитание. 4. Формирование образовательной политики учителей начальных классов по выбору УМК.
Эти задачи решал педагогический коллектив учителей начальной школы в составе 7 педагогов начальной школы, 3 учителей-предметников (музыка, физ-ра, ОБЖ), 1 воспитателя ГПД, логопеда, психолога, социального педагога.
В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Учителя требовательны к себе и друг другу, правильно реагируют на критику. В начальных классах на 5 сентября 2005 г. обучалось 164 ученика, на конец учебного года их стало163. За 2005-2006 учебный год в начальную школу прибыло 6 чел., а выбыло 7 чел. Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме двух смен 6-дневной рабочей недели (1-е классы по 5-тидневной). В 2005-2006 учебном году в начальной школе работало 9 классов (1А, 1Б, 2А, 2Б, 2В, 3А, 3Б, 4А, 4Б.) По вариативным программам традиционной системы обучения – 5 классов: 1А, 2Б, 3А, 4А, 4Б. По программе «Гармония» - 2 класса: 1А, 2А. Классы выравнивания – 2 класса: 2В, 3Б.
Обеспеченность учебниками: 89 % - бесплатные 11 % - за счёт родителей Покупали в этом учебном году: 1 а, б – «Окружающий мир», так как это учебник – тетрадь 3 а, б – «Математика» М. Моро, «Русский язык» А. Рамзаева, так как учебники этих авторов в школьную библиотеку не поступают уже в течение нескольких последних лет, несмотря на ежегодный их заказ. 4 а - «Русский язык» А. Рамзаева (причина указана выше )
Обеспеченность учителей методической литературой – в достаточном объёме. Кабинеты имеют достаточный объём методического обеспечения, дидактического и раздаточного материала. (кабинет № 7 – победитель городского смотра-конкурса в 2005 г.).
В этом учебном году в начальной школе велись следующие предметные факультативы: 2 а (Полетаева Л. И.) «Умелые ручки» 1 ч (труд) 2 б (Акулова Г. М.) «Занимательная математика» 1 ч (математика) 3 а (Пахоменкова Н. А) «Цветоводство» 1 ч (окружающий мир) 4 а (Радченко Э. М.) «Уроки сочинительства» 1 ч (развитие речи) 4 б (Глебенкова Т. А.) «В мире слов» 1 ч (развитие речи)
Обеспеченность горячим питанием: 2004-2005 – от 85% до 95% 2005-2006 – 95 % до 100 % (так как увеличилось количество бесплатного питания)
В целях реализации задачи по совершенствованию мастерства педагогов в этом учебном году педагогическую квалификацию повысили 2 педагога (Пахоменкова Н. А. аттестована на первую категорию, Акулова Г. М. аттестована на 2 категорию). 2 педагога подтвердили категорию (Елышева Е. Г., Глебенкова Т. А.) Курсы повышения квалификации прошёл 1 педагог: Радченко Э. М. (по проблеме использования информационных технологий в начальной школе) и 1 педагог проходит 2-х годичные курсы переподготовки по теме «Менеджер образования». Однако, запланированные открытые уроки учителями не были проведены. В течение года были даны лишь 2 открытых урока (а запланировано было 5): в 1 «Б» (Елышева Е. Г.) и во 2 «Б» (Акулова Г. М.) В то же время, педагоги начальной школы принимали активное участие в межсекционной работе МО и выступали на заседаниях МО. Хочется отметить и деятельность в теоретических семинарах как на уровне школы, так и на уровне города (Ильина Е. П., Радченко Э. М.- городской семинар для завучей школ), методических планёрках (Ильина Е. П., Пахоменкова Н. А. – «Здоровьесберегающие технологии на уроке»), Ильина Е. П. заняла 1 место а городском конкурсе методических разработок, педагоги начальной школы Ильина Е. П. и Радченко Э. М. занимаются проектной деятельностью по теме «Использование ЦОР на уроках в начальной школе». Все педагоги представили свои отчёты по темам самообразования, которые собраны в методическую папку. В течение года пополнялись уже имеющиеся в МО папки по разделам: · Эколого-валеологическое сопровождение учебного процесса (которой пользуются и другие МО) · Здоровьесберегающие технологии · Современный урок · Прееемственность в обучении · Мониторинговая папка · Методические папки педагогов
Обобщён опыт работы Полетаевой Л. И. по теме «Формирование навыка чтения учащихся». В тоже время в методической работе начальной школы выявлен ряд недостатков: темы индивидуального развития не всегда соответствуют требованиям сегодняшнего дня, педагоги иногда пользуются литературой 1987-94 г.г. издания, а также идёт повторение тем по истечении 2-х лет. Это результат недостаточного контроля со стороны руководителя МО из-за их ежегодной смены. Для реализации цели совершенствования системы эколого-валеологического сопровождения образовательного процесса через использование здоровьесберегающих технологий и соблюдение санитарных норм всех видов занятий было проведено заседание МО по результатам посещений уроков с этой целью. Было посещено 5 уроков (2 ч в 3 «Б» (КВ), 1 ч в 1 «Б», 1 ч во 2»В»). Посещенные уроки показали, что все учителя владеют методиками валеологического сопровождения урока, однако не в полной мере используют в уроке здоровьесберегающие технологии.
Учебная программа начального звена по предметам скорректирована и выполнена полностью. Всего недодано:
Пропущено уроков в начальной школе за 2005-2006 учебный год:
В 2004-2005 уч. году: по болезни было пропущено 4886 уроков без уважительной причины – 1143 урока всего – 6029.
Количественная наполняемость классов:
Из 163 учащихся начальной школы 159 переведены в следующий класс. 4 чел.(Дряхлова 3 «а», Рязанов 3 «б», Гефеле 4 «б», Дударев 4 «б» оставлены на второй год). Дряхлова и Рязанов из-за непосещения занятий (кл. руководитель – Пахоменкова Н. А.), Гефеле и Дударев – из-за неуспеваемости по 2-м предметам (кл. руководитель – Глебенкова Т. А.)
Абсолютная успеваемость учащихся начальной школы составила 94 % 2002 - 2003 – 96,7 % 2003 – 2004 – 100 % 2004 – 2005 – 100 % 2005 – 2006 – 94 %
В этом учебном году среди учащихся 3 - 4 классов уже 8 чел. окончили учебный год на «5» (11 %) 2005 – 2006 - 8 чел (11%) 2004 – 2005 – 5 чел. (3 %) 2003 – 2004 – 1 чел ( 0,7 %) Рост качества составил – 10, 3 %
В этом учебном году на «4» и «5» окончили – 25 чел. 2005 – 2006 – 25 чел (36 %) 2004 – 2005 – 29 чел. (43 %) 2003 – 2004 – 27 чел (45 %) 2002 – 2003 – 41 чел. (56 %) В целом, качественная успеваемость учащихся начальной школы – 47 % (1 и 2 классы не учитывались в анализе, т.к. имеют безотметочную систему обучения). 2004 – 2005 – 46 % 2003 – 2004 – 45,7 %
В этом учебном году учащиеся 4-х классов приняли участие в городских олимпиадах: по русскому языку – 7 место, по математике – 10 место, по природоведению – 10 место. Это является результатом отсутствия системы работы с одарёнными учащимися. Считаю целесообразным включить в план работы МО раздел «Работа с одарёнными учащимися» и начинать подготовку учеников к олимпиадам не в 4 классе, а с 1 класса.
Качество обученности по классам ( по результатам годовых отметок).
В сравнении с прошлым годом:
Пахоменкова Н. А. абсолютная успеваемость – (безотметочное обучение) 2003-2004 – 93,3 % 2004-2005 – 100 % 2005-2006 – 95 % (падение на 5 %) качественная успеваемость – 53 %
Радченко Э. М. Абсолютная успеваемость 2003-2004 –100 % 2004-2005 – 100 % 2005-2006 – 100 % качественная успеваемость 2003-2004 – безотметочное обучение 2004-2005 – 42,5 % 2005-2006 – 52 % (рост качества на 9,5 %)
Полетаева Л. И. Абсолютная успеваемость 2004-2005 – 100 % 2005-2006 – 100 %
Акулова Г. М. Абсолютная успеваемость 2004-2005 – 100 % 2005-2006 – 100 %
Ильина Е. П. абсолютная успеваемость 2005-2006 – 100 %
Елышева Е. Г. абсолютная успеваемость 2005-2006 – 100 %
Уровень обученности учащихся.
Обученность учащихся по русскому языку (по итогам годовых к/работ).
Уровень обученности учащихся по математике (по итогам годовых к/работ).
Сформированность навыка чтения
Выводы:
Практически все учащиеся начальных классов имеют достаточный для продолжения обучения уровень знаний, умений и навыков и познавательных интересов. 4 ученика оставлены на повторное обучение (рекомендовано обследование их на ПМПК). 6 первоклассников обследованы на ПМПК ( 5 чел. рекомендовано обучение по программе 7 вида, 1 ч – по программе 8 вида) и ещё 4 чел. рекомендованы на обследование. Обследован 1 чел из 2 класса (рекомендовано обучение по программе 7 вида). Предполагаем открыть ещё 1 класс КВ.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Сообщение цели урока. 2. Пояснение цели и значения изучаемого материала. 3. Развитие познавательного интереса (занимательные ситуации и т.п.) 4. Проблемно-творческое построение урока. 5. Положительная мотивация обучения. 6. Самостоятельность (работа с учебником и др.) 7. Организация фронтального и группового обучения. 8. Учет индивидуальных особенностей учащихся, коррекция их знаний и опыта. 9. Реализация дифференцированного подхода к обучению. 10.Нормирование специальных умений по предмету (оформление и анализ опыта, задачи, построение умозаключений, выдвижение гипотез). 11. Проявление дисциплинированности, организованности, заинтересованности. II. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА. изучаемого материала. 13. Актуальность изучаемого материала. 14. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 15. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения. 16. Домашнее задание (как задается, объем). III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ. 18. Оптимальность темпа, чередования и смена видов деятельности на уроке. 19. Наглядность и ТСО. 20. Рациональность и эффективность методов работы. 21.Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их ЗУН. 22. Обучающий эффект (чему и в какой степени научились учащиеся). 23. Воспитательный эффект. 24. Воздействие урока на развитие учащихся. 25Валеологическое сопровождение образовательного процесса
СРЕДНИЙ БАЛЛ ОЦЕНКИ УРОКА Проверяющий следит за ходом урока и фиксирует происходящее в виде “фотографии”, а во время разбора урока вместе с учителем оценивает каждый элемент урока по 4-балльной системе: “4” - отлично; “3” - хорошо; “2” - удовлетворительно; “1” - отсутствие элемента, неудовлетворительно. По результатам этих оценок выводится средний балл, что дает возможность определить уровень, на котором проведен урок: 1-1,8 - неудовлетворительный уровень; 1,8-2,5 - удовлетворительный; 2,5-3,4 - хороший; 3,4—4 - отличный. Приведенную схему можно использовать при посещении серии уроков у одного и того же учителя. В этом случае легко проследить динамику деятельности учителя на уроке, систему в его работе. При этом желательно подсчитать и средний балл для каждого элемента урока. Такой анализ дает возможность определить, какой категории соответствует профессиональный уровень учителя. При средней оценке урока (или элемента урока) 2,5-2,9 - II категория; 2,9-3,4 - I категория; 3,4-4 - высшая категория. Оценку урока можно считать демократичной, так как в ней принимает участие и сам учитель, а использование аналитических методов ее получения делают эту оценку менее зависимой от субъективизма проверяющего. Конечный же результат дает возможность наглядно показать некоторые причины низкой успеваемости учащихся. При высокой эрудиции учителей недостаточно внимания уделяется дифференцированному подходу к учащимся, самостоятельной работе на уроке, проблемно-творческому подходу к обучению (на уроках физики), вскрыта низкая методическая подготовка учителя истории. Проведя такой анализ, администратор помогает учителю не только наметить пути более эффективной работы с учениками, но и повысить свою квалификацию. Итоги мониторинговых исследований заносятся в тетрадь посещения уроков учителя, а итоги проделанной работы по коррекции ЗУН учащихся проверяются по классному журналу и записываются в журнал контроля за ведением классных журналов.
План контроля за УВП в начальной школе на 2006-2007 учебный год.
Планирование внутришкольного контроля за ЗУНами учащихся в 2006 – 2007 учебном году
1-е классы
русский язык
Чтение
Математика
2-е классы
русский язык
2 «Б»
2 «А»
Чтение
2 «Б»
2 «А»
Математика
2 «А, Б»
3-е классы
русский язык
Чтение 3 «А, Б»
3 «В»
Математика
4-е классы
русский язык
Чтение 4 «А»
4 «Б»
Математика
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |