| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
обощение опыта работы классного руководителя Войтюк Н.В. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией проведением вне урочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий это класс. На средней и старших ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих данном классе. Должность классного руководителя введена также средних специальных учебных заведениях, в малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель. С 1989 года в некоторых школах России начала вводиться должность освобожденного классного руководителя (воспитателя).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Организация воспитывающей и развивающей деятельности - первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам. Организация и развитие коллектива — второй объект внимания и задача классного руководителя. Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей — третья задача воспитательных воздействий классного руководителя. В процессе взаимодействия классного руководителя с учащимися и их родителями выделяются четыре типа задач. Первая группа может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности. Вторую группу можно обозначить как задачи диагностическо – этические, для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные характеристики. Третья группа может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах. Четвёртая группа может быть обозначена как задачи индивидуально- практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы - учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности. Исходя из задач, можно обозначить основные функции классного руководителя. ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1 - диагностирующая 2 - коммуникативная З - воспитательная 4 - проектирующая 5 - организационно - деятельностная 6 - развивающая 7 - методическая 8 - стимулирующая 9 - оценивающая 10 – охранно-защитная 11 - корректирующая
Основные функции определяют важнейшие направления деятельности классного руководителя.
ЧТО МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии. Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса. В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутриколлективных отношений)
КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ И СПОСОБНОСТЯМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Профессиограмма — квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально - значимых качеств, способностей, умений, навыков. Личность классного руководителя, как и любая другая, должна отличаться всесторонностью, гармоничностью и целостностью своего развития. Профессиональный идеал может быть сформирован при условии положительной Я-концепции. Положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой уверенностью в импонировании другим людям; уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности; чувством собственной значимости. Воспитателю необходимы такие качества, как: любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях; высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость; твердость и решительность характера, уверенность в себе, силу воли, самоотдача; разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности); высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т.д. Знания классного руководителя должны представлять определенную систему состоящую из трёх компонентов: знания особенностей развития личности и детского коллектива; психолого -педагогические знания; общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека
Умения и навыки классного руководителя:
К педагогическим способностям классного руководителя относятся:
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планирование воспитательной работы не ограничивается составлением плана воспитательной работы. Планирование – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми, который является насущной частью профессиональной деятельности. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной и творческой. При составлении проекта плана совместной деятельности учащихся и родителей следует учитывать: деятлеьность родителей, деятельность педагога – воспитателя, деятельность учащихся. После опроса родителей и коллективного планирования можно провести совместное собрание родителей и учащихся. Цель: разработка плана «Жизнедеятельность классного коллектива» Окончательный вариант заносится в план «Жизнедеятельность классного коллектива». Затем проводится родительское собрание. Цель: составление плана работы коллектива родителей. Педагог оформляет раздел плана «Работа с родителями»
СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Существуют различные подходы к оформлению раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива» и собственно планированию дел: 1. Планирование по ключевым делам 2. Календарное планирование 3. План-сетка 4. Планирование по видам деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Существуют разные подходы к планированию:
При составлении плана воспитательной работы важно помнить о том, что существуют 4 этапа становления воспитательной системы:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принцип природосообразности. Воспитывать учащихся сообразно их полу, возрасту, формировать у них ответственность за развитие самих себя. Принцип культуросообразности. Воспитывать на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры. Принцип интеграции. Индивидуальный и личностный подход в воспитании. Признание личности развивающегося человека; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка. Принцип концентрации воспитания. Развивать социальную и культурную компетентность личности, оказать помощь в освоении социокультурного опыта и свободного самоопределения в социальном окружении.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности». Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактулизации и самоопределения личности. Для достижения этих идей необходимо координационные взаимодействия всех участников воспитательного процесса. И это взаимодействие не должно нарушаться, если из этой системы выпадает хотя бы одно звено, всякое воспитание бессмысленно. В своей работе педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности. Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующее направление воспитательной работы: Помощь учащимся класса в организации учебной работы: организация изучения и контроля за выполнением правил школьной жизнедеятельности (посещение уроков, требование дисциплины и т.д.). используемые методы: беседа., диалог, «живые картинки» и т.д. организация дежурства, уборки класса. Методы: организация и контроль работы ученического самоуправления в частности трудового сектора. организация рейтинговой оценки образовательных достижений (создание экрана успеваемости). Организация и контроль за работой учебного сектора. участие во всех совещаниях, на которых обсуждается деятельность класса, защита класса перед администрацией школы.
Индивидуальная работа с учащимися: ведение диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной поддержке. Помощь ученикам и учителям в решении индивидуальных учебных конфликтов 3.Формирование и развитие детского коллектива: работа по формированию детского коллектива, обеспечение хорошего учебного настроя (беседы, классные собрания, классные часы «Мой сосед по парте», «Какой мы коллектив» и т.д.). Организация участия классного коллектива в общешкольных мероприятиях Обязательное присутствие и участие всего класса во всех мероприятиях, в которых задействован класс /организация группы поддержки/. 4.Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся: Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса. Проведение тематических родительских собраний. Проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка. Информирование родителей об успешности обучения учащихся. Проведение с родителями совместных мероприятий Установление контактов родителей с педагогами и школьным психологом.
Для успешной реализации воспитательной работы используются различные формы работы с детьми:
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В системе работы классного руководителя большую помощь играет ученическое самоуправление. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса. Были строго распределены обязанности. Например, учебный сектор отвечает за выставление оценок в дневники, за ведение дневников. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Сектор редколлегии за оформление летописи класса, классный уголок, стенгазеты. Сектор досуга за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий.
При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты. Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. Для изучения результатов воспитательного воздействия можно использовать следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |