обощение опыта работы
классного руководителя Войтюк Н.В.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией проведением вне урочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий это класс. На средней и старших ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих данном классе. Должность классного руководителя введена также средних специальных учебных заведениях, в малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель.
С 1989 года в некоторых школах России начала вводиться должность освобожденного классного руководителя (воспитателя).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Организация воспитывающей и развивающей деятельности - первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам.
Организация и развитие коллектива — второй объект внимания и задача классного руководителя.
Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей — третья задача воспитательных воздействий классного руководителя.
В процессе взаимодействия классного руководителя с учащимися и их родителями выделяются четыре типа задач.
Первая группа может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности.
Вторую группу можно обозначить как задачи диагностическо – этические, для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные характеристики.
Третья группа может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Четвёртая группа может быть обозначена как задачи индивидуально- практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы - учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности.
Исходя из задач, можно обозначить основные функции классного руководителя.
ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1 - диагностирующая
2 - коммуникативная
З - воспитательная
4 - проектирующая
5 - организационно - деятельностная
6 - развивающая
7 - методическая
8 - стимулирующая
9 - оценивающая
10 – охранно-защитная
11 - корректирующая
Основные функции определяют важнейшие направления деятельности классного руководителя.
ЧТО МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.
В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутриколлективных отношений)
КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ И СПОСОБНОСТЯМИ ДОЛЖЕН
ОБЛАДАТЬ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Профессиограмма — квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально - значимых качеств, способностей, умений, навыков.
Личность классного руководителя, как и любая другая, должна отличаться всесторонностью, гармоничностью и целостностью своего развития.
Профессиональный идеал может быть сформирован при условии положительной Я-концепции.
Положительная Я-концепция определяется тремя факторами:
твердой уверенностью в импонировании другим людям;
уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
чувством собственной значимости.
Воспитателю необходимы такие качества, как:
любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
твердость и решительность характера, уверенность в себе, силу воли, самоотдача;
разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);
высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т.д.
Знания классного руководителя должны представлять определенную систему состоящую из трёх компонентов:
знания особенностей развития личности и детского коллектива;
психолого -педагогические знания;
общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека
Умения и навыки классного руководителя:
- диагностические;
- проектировочные;
- практические;
- оценочные;
- рефлексивные
К педагогическим способностям классного руководителя относятся:
- дидактические
- перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция)
- суггестивные (способности к внушению, заключающиеся в силе непосредственного волевого влияния на воспитанника
- коммуникативные
- экспрессивные
- выразительные способности
- эмоциональная устойчивость
- способность владеть собой
- оптимистическое прогнозирование
- креативные (способность к творчеству)
- научно – познавательные способности
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Планирование воспитательной работы не ограничивается составлением плана воспитательной работы.
Планирование – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми, который является насущной частью профессиональной деятельности. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной и творческой.
При составлении проекта плана совместной деятельности учащихся и родителей следует учитывать: деятлеьность родителей, деятельность педагога – воспитателя, деятельность учащихся.
После опроса родителей и коллективного планирования можно провести совместное собрание родителей и учащихся.
Цель: разработка плана «Жизнедеятельность классного коллектива»
Окончательный вариант заносится в план «Жизнедеятельность классного коллектива». Затем проводится родительское собрание.
Цель: составление плана работы коллектива родителей. Педагог оформляет раздел плана «Работа с родителями»
СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Анализ работы за прошедший год
- Характеристика классного коллектива:
Состав класса и его общая характеристика (количество учащихся — мальчиков, девочек; познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);
сплоченность класса (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различные видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценностные ориентации;
связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших товарищей, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы, микрорайона).
- Воспитательные задачи.
- Жизнедеятельность классного коллектива.
- Работа с родителями учащихся.
- Индивидуальная работа с учащимися.
ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Существуют различные подходы к оформлению раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива» и собственно планированию дел:
1. Планирование по ключевым делам
2. Календарное планирование
3. План-сетка
4. Планирование по видам деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Существуют разные подходы к планированию:
- целенаправленность плана
- учёт возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе
- преемственность, систематичность, последовательность планированных дел
- разнообразие форм и методов
- творческий характер планирования
При составлении плана воспитательной работы важно помнить о том, что существуют 4 этапа становления воспитательной системы:
5-6 класс |
I |
| ||
6-7 класс |
|
I I |
| |
8-9 класс |
|
|
I I I |
|
10-11 класс |
|
|
|
IV |
I |
Проективный |
Всестороннее изучение детей. Диагностика изучения личности учеников. Методический поиск, разработка модели воспитательной системы |
II |
Практический |
Внедрение разработанной воспитательной системы, реализация основных направлений и идей. Апробация выбранных методов и форм. |
III |
Обобщающий |
Подведение первых итогов реализации воспитательной системы. Проведение сравнительных анализов, изучения результатов и эффективности воспитания |
IV |
Коррекция |
Этап исправления ошибок. Приближение ученика к модели выпускника |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принцип природосообразности.
Воспитывать учащихся сообразно их полу, возрасту, формировать у них ответственность за развитие самих себя.
Принцип культуросообразности.
Воспитывать на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры.
Принцип интеграции.
Индивидуальный и личностный подход в воспитании. Признание личности развивающегося человека; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.
Принцип концентрации воспитания.
Развивать социальную и культурную компетентность личности, оказать помощь в освоении социокультурного опыта и свободного самоопределения в социальном окружении.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».
Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактулизации и самоопределения личности. Для достижения этих идей необходимо координационные взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
И это взаимодействие не должно нарушаться, если из этой системы выпадает хотя бы одно звено, всякое воспитание бессмысленно.
В своей работе педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующее направление воспитательной работы:
Помощь учащимся класса в организации учебной работы:
организация изучения и контроля за выполнением правил школьной жизнедеятельности (посещение уроков, требование дисциплины и т.д.). используемые методы: беседа., диалог, «живые картинки» и т.д.
организация дежурства, уборки класса. Методы: организация и контроль работы ученического самоуправления в частности трудового сектора.
организация рейтинговой оценки образовательных достижений (создание экрана успеваемости). Организация и контроль за работой учебного сектора.
участие во всех совещаниях, на которых обсуждается деятельность класса, защита класса перед администрацией школы.
Индивидуальная работа с учащимися:
ведение диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной поддержке.
Помощь ученикам и учителям в решении индивидуальных учебных конфликтов
3.Формирование и развитие детского коллектива:
работа по формированию детского коллектива, обеспечение хорошего учебного настроя (беседы, классные собрания, классные часы «Мой сосед по парте», «Какой мы коллектив» и т.д.).
Организация участия классного коллектива в общешкольных мероприятиях
Обязательное присутствие и участие всего класса во всех мероприятиях, в которых задействован класс /организация группы поддержки/.
4.Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся:
Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса.
Проведение тематических родительских собраний.
Проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка.
Информирование родителей об успешности обучения учащихся.
Проведение с родителями совместных мероприятий
Установление контактов родителей с педагогами и школьным психологом.
Для успешной реализации воспитательной работы используются различные формы работы с детьми:
- Групповые (педагог-группа учащихся) – творческие группы, органы ученического самоуправления. Здесь классный руководитель - сотрудник, рядовой участник или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия для получения в группе значимого положительного результата
- Индивидуальные (педагог-ученик). К ним относятся беседы, задушевный разговор, консультации, советы, обмен опытом и др.
- Массовые (педагог - несколько групп, классов) – конкурсы, походы, спортивные соревнования и т.д. роль классного руководителя здесь разнообразна от организатора до рядового участника
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В системе работы классного руководителя большую помощь играет ученическое самоуправление. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса. Были строго распределены обязанности. Например, учебный сектор отвечает за выставление оценок в дневники, за ведение дневников. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Сектор редколлегии за оформление летописи класса, классный уголок, стенгазеты. Сектор досуга за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий.
При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты.
Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Для изучения результатов воспитательного воздействия можно использовать следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.