| ||||||
|
| |||||
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС по химии тема: " Физические и химические свойства воды" Шарова Н.М. учитель химии
1. Обоснование актуальности использования компьютера на уроках химии В настоящее время всё более и более актуальным становится преподавание школьных предметов в компьютерном классе. Использование компьютера позволяет перейти на дифференцированное, вариативное обучение. Это ведёт к повышению качества усвоения материала, увеличивается мотивация к обучению. Кроме того, компьютер служит опорой для восприятия и усвоения учебного материала, способствует более выразительной передаче различного вида информации. Компьютер в роли демонстрационного средства может служить опорой для создания связей между явлениями, недоступными наблюдению, что является немаловажным при изучении химии. Слово учителя в этом случае выполняет функцию руководства восприятием учеников. Использование на уроках обучающих программ «1С. Репетитор. Химия», «Открытая химия» помогает решению вышеперечисленных задач. В настоящее время в школе невозможно показать эксперимент по химии из-за отсутствия необходимого оборудования и реактивов, у многих учащихся аллергия на разные вещества; во время эксперимента с различными остро пахнущими веществами, газами не помогает даже вытяжка. Обучающие программы позволяют пронаблюдать любой эксперимент, при этом учащиеся приобретают необходимые знания без вреда для здоровья. МЫСЛЯЩИЙ УМ НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ, ПОКА ЕМУ НЕ УДАСТСЯ СВЯЗАТЬ ВОЕДИНО РАЗРОЗНЕННЫЕ ФАКТЫ, ИМ НАБЛЮДАЕМЫЕ Д.ХЕВЕШИ Цели урока. Образовательные: Рассмотреть физические и химические свойства воды Подчеркнуть решающее влияние воды на жизнь человека. Подвести учащихся к оценке роли воды в жизни человека. Развивающие: Систематизировать и обобщить сведения о физических свойствах воды, о строении её молекул. Закрепить навыки составления уравнений реакций. Развить умения работать с веществами, соблюдая правила техники безопасности. Научить применять знания, полученные при изучении других предметов. Воспитательные: Способствовать развитию внимательности, наблюдательности, сообразительности. Продолжить формирование убежденности в материальности мира и его познаваемости.
Оборудование: 1.Диск 2.Учебник О.С.Габриелян «Химия» Дрофа. М. 2002. 3.Транспаранты
Методы обучения: 1.Словесный (опрос, беседа, объяснение, сообщения). 2.Наглядные (демонстрация транспарантов с помощью компьютера, лабораторные опыты) 3.Практические (упражнения в составлении уравнений химических реакций, формул веществ, работа с веществами).
ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Здравствуйте! Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2. Сообщение цели урока. Цель нашего урока: рассмотреть физические и химические свойства воды, вспомнить факты, с которыми вы познакомились на уроках физики, биологии, оценить значение воды в жизни человека.
Роль воды в истории Земли и человека трудно преувеличить. Из воды человек вышел, из воды (около 70% по массе) он состоит и погибает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Ежегодно мы выпиваем воды во много раз больше, чем весит наше тело ( около 60л в месяц). Ваше домашнее задание «Провести исследование: «Количественное использование воды в домашнем хозяйстве». Нужно было: подсчитать приблизительно расход воды дома за одни сутки . И что же вы получили? Ученики называют полученные цифры. (Цифры большие: от 100 до 300 литров воды в обычный день, количество возрастает во время уборки помещения, в банный день, если есть домашний скот и т.д.). Вода - непременный участник едва ли не всякого промышленного и сельскохозяйственного производства. «Историю цивилизации можно написать с точки зрения отношения человека к воде», - сказал американский ученый Бернард Франк. Вода - привычное вещество. Когда же человек обратил внимание на воду как на химическое соединение и стал исследовать её свойства? Впервые этим серьёзным исследованием занялся Антуан Лоран Лавуазье в 1760г. И только в почти через 20 лет было установлено, что вода – это сложное вещество. 24июня 1783г был поставлен эксперимент «по сожжению смеси водорода и кислорода в соответственно подобранной пропорции». Каков же состав воды? Сейчас об этом знает каждый, даже незнакомый с химией человек. Формула воды - Н 2О! Каково строение молекул воды?
Сообщение учащегося «Строение молекулы воды» (использование компьютера). В молекуле воды полярная ковалентная связь, образованная за счет общих электронных пар. У атома кислорода на внешнем энергетическом уровне 6 электронов. До завершения уровня не достает 2 электрона, поэтому атом кислорода образует 2 общих электронных пары с электронами атома водорода. Общие электронные пары смещены к атому кислорода, т.к. это наиболее электроотрицательный элемент. За счет смещения электронной плотности атом кислорода получает отрицательный заряд, а водород - положительный.
Дополнение учителя (использование компьютера) Т.к связи Н - О поляризованы и валентный угол между электронными облаками 1050 , поэтому молекула воды имеет угловое строение, т.е. представляет собой диполь (два полюса). Атомы кислорода одной молекулы могут взаимодействовать с атомами водорода из другой молекулы, ведь заряды разноимённые, т.е. могут притягиваться друг к другу. Это явление состоит в том, что молекулы воды соединяются в удвоенные, чаще утроенные (либо ещё больше) ассоциированные молекулы. Такая связь между молекулами , образованная за счёт взаимодействия атомов водорода одной молекулы и атомов кислорода другой молекулы называется водородной. Эта связь оказывает большое влияние на физические свойства воды. Какие же они?
Учащиеся перечисляют свойства воды: бесцветная жидкость, без запаха, без вкуса, хорошо растворяет все известные вещества, со многими реагирует. Температура кипения 1000С, температура замерзания (плавления) 0 0С. Обобщение учителя. Это обычные свойства, а с необычными физическими свойствами воды мы познакомимся более подробно на следующих занятиях. Химические свойства воды Вода, как и все вещества, вступает в реакции взаимодействия с металлами и неметаллами, оксидами. Компьютер- транспарант «Свойства воды» ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Ж, Ц, З, В, t плавления = 00C , tкипения =1000 C Диэлектрическая проницаемость 81 (вода идеальный растворитель) Плотность 1 кг/дм3 (принята за единицу плотности) Наибольшая удельная теплоёмкость Наибольшая теплота парообразования 2 * 106 Дж/кг Большое поверхностное натяжение Малая сжимаемость при давлении 105 н /м2 объём 1л воды уменьшается только на 0,05см3., Универсальный катализатор ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 1.Вода амфотерна (свойства кислоты и основания) Н2О = Н + + ОН -
2.Н2О + М = М (ОН)п + Н2 М-активный 3.Н2О + М2Оп = М (ОН)п (основание) М-активный 4. Н2О + Нем2Оп= НпНемОm (кислота) кромеSiO2 Учитель (с помощью компьютера) демонстрирует взаимодействие воды с натрием, алюминием, затем учащиеся выполняют лабораторные опыты. Лабораторная работа Учащиеся выполняют лабораторные опыты № 1,2, которые характеризуют химические свойства воды, записывают уравнения реакций, делают выводы. Опыт №1 В стакан с водой опустите небольшой кусочек кальция. Наблюдайте, за изменениями происходящими в стакане. Помните! Кальций - активный металл, руками его брать нельзя! Не наклоняйтесь над стаканом, смотрите сбоку. Запишите уравнение происходящей реакции.
Опыт №2 Небольшой кусочек оксида кальция положите в фарфоровую чашку и полейте водой. Наблюдайте, что происходит. Объясните результаты. Составьте уравнение реакции. То же самое проделайте с оксидом железа. Сделайте выводы о свойствах воды.
Учитель дополняет знания о химических свойствах воды (взаимодействие с неметаллами, органическими веществами) Далее учитель напоминает об изотопах водорода, рассматривает состав «тяжелой воды». Компьютер
Затем учащиеся прослушивают сообщение «Тяжёлая» вода, её свойства, способы получения, роль в природе и технике». Сообщение ученика. В 1932г обнаружилось, что при продолжительном электролизе обычной воды плотность её возрастала от 1 до 1,1. так была получена - Тяжёлая вода –бесцветная, сиропообразная жидкость с плотностью 1,1г/см3 ,температура кипения 101,40С, температура замерзания 40С. Обладает необычным для воды свойством – гигроскопичностью, т.е. поглощает воду, как серная кислота. По физиологическому действию на организм считается ядовитой. Химические свойства такие же как у обычной воды, но все реакции протекают значительно медленнее. Используется в ядерной технике как замедлитель нейтронов в ядерных реакторах и как сырье для получения дейтерия, который используется в ядерных реакциях, используется как источник «меченых атомов» водорода. Заключение. Вода – самое распространённое вещество на Земле, имеющее структуру минерала. Её физические свойства необычны, для нормальной жизнедеятельности она необходима всем: и человеку, и животным, и растениям. О ней слагают стихи, песни, легенды, её изображают на картинах художники. Вот какая она, обычная вода! Изучение её необычных свойств мы продолжим на следующих занятиях. Дома: подобрать материал к краткому ответу «В главной роли - вода» (по выбору), подобрать высказывания, стихи, песни, загадки, отрывки из художественных произведений, художественные картины, интересные цифры и факты, написать сочинение «Вода в моей жизни». | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |