"Влияние физических упражнений на здоровье подростков"

Учитель биологии Шарафутдинова О.Л.

ученица 8а класса Лоор А.

  

                                                      Введение

      Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и  всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы  желаем им доброго и крепкого здоровья так  как  это  -  основное  условие  и  залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши  планы,  успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности  ,  а  если придется,  то  и   значительные   перегрузки.   Доброе   здоровье,   разумно сохраняемое  и  укрепляемое  самим  человеком,  обеспечивает  ему  долгую  и активную жизнь.

      Научные данные свидетельствуют о том,  что  у  большинства  людей  при

соблюдении ими гигиенических правил есть  возможность  жить  до  100  лет  и более.

На основании данных медицинских осмотров, проведенных на учащихся школы, на основании данных научной литературы я считаю необходимым пропагандировать  среди подростков значение здорового образа жизни в целом и значение физических упражнений в частности.

Актуальность выбранной мною темы также заключается и в том, что к сожалению, многие люди не соблюдают самых  простейших,  обоснованных

наукой   норм   здорового   образа   жизни.   Одни    становятся    жертвами

малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение,  другие излишествуют в еде с почти неизбежным в  этих  случаях  развитием  ожирения,  склероза сосудов,  а у  некоторых  -  сахарного  диабета,  третьи  не  умеют  отдыхать,  отвлекаться  от   производственных   и   бытовых   забот,   вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном  итоге  приводит  к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые  люди,  поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

      Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она  занимает достаточно  важное  место  в  учебе,  работе  людей.  Занятия    физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности  членов  общества,  именно поэтому знания и умения по физической культуре  должны  закладываться в образовательных учреждениях различных уровней  поэтапно. 

      В  настоящее  время  обучения  в  школе,  приготовление  уроков   дома

увеличивают нагрузку  на  организм  ребенка,  дети  совсем  мало  бывают  на

воздухе, а выходные  дни  проводят  у  телевизора,  «видика»  или  играют  в

малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше  двигаются,  больше сидят,  вследствие  чего  возникает   дефицит   мышечной   деятельности,  и увеличиваются  статические  напряжения.  Дети,  дополнительно   занимающиеся  музыкой,  живописью,  свободное  время  которых  сокращено,  а   статический компонент увеличен, имеют  более  низкий  уровень  двигательной  активности.  Кроме того, возникает необходимость усвоения и  переработки  информации, а,  следовательно,  и   напряжение   зрительного   аппарата   (чтение,   письмо,  рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в  повседневной

жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

      Большие  умственные  и  статистические  нагрузки  в  школе  отсутствие

дополнительной   двигательной   активности,   малоподвижный   образ   жизни,  нерациональное питание,  приводят  к  тому,  что  у  большинства  школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и  дыхательной  системы,  нарушается  обмен  веществ,   уменьшается   сопротивляемость   организма   к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

      Как же сохранить своё здоровье,  добиться  высокой  работоспособности,

профессионального долголетия?

      Наиболее  оправданный  путь  увеличения   адаптационных   возможностей организма,  сохранения  здоровья,   подготовки   личности   к   плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической  культурой  и спортом.

      Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который  отрицал  бы великую  роль  физической  культуры  и  спорта  в  современном  обществе.  В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются  физической  культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего  большинства  из  них перестали быть самоцелью. Физические  тренировки  «становятся  катализатором жизненной  активности,  инструментом  прорыва  в  область  интеллектуального потенциала и долголетия».  Технический  прогресс,  освобождая  работников  от изнурительных  затрат  ручного  труда,  не  освободил  их  от  необходимости

физической подготовки и профессиональной  деятельности,  но  изменил  задачи этой подготовки.

      В наши дни  все  больше  видов  трудовой  деятельности. Вместо  грубых

физических усилий  требуют  точно  рассчитанных  и  точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии  предъявляют  повышенные  требования  к психологическим возможностям человека, сенсорным  возможностям  и  некоторым другим  физическим  качествам.  Особенно  высокие  требования  предъявляются представителям   технических   профессий,   деятельность   которых   требует повышенного уровня общей  физической подготовленности.  Одним   из  главных условий  является  высокий  уровень  общей  работоспособности,   гармоничное развитие  профессиональных,  физических  качеств. Выделяются  четыре   основных   двигательных   качества:   сила,   быстрота,  выносливость, гибкость.  Каждому  из  этих  качеств  человека  присущи  свои структуры и  особенности,  которые  в  целом  характеризуют  его  физические способности.

Объект исследования: учащиеся 6-х и 8-х классов школы №45.

Формулировка гипотезы исследования: заставить задуматься учащихся о своём здоровье, о здоровом образе жизни. Разработать и осуществить комплексы физических упражнений, укрепляющих организм школьника.

                Задача исследования

1.Познакомиться с литературой по данному вопросу.

2.Пропагандировать знания о необходимости занятий физкультурой и спортом.

               Методы исследования:

Описательный, поисковый, статистический, сравнительный.

   

Основы здорового образа жизни  школьников.

       Неправильно  организованный  труд  школьников  может  принести   вред здоровью. Поэтому большое значение имеет  налаживание  рационального  образа жизни.

       Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда  и  отдыха,  в  будущем  надолго  сохранит   бодрость   и   творческую активность.

                               Режим дня.

       Четкое  выполнение  хотя  бы  в  течение  нескольких  недель  заранее

продуманного  и  разумно  составленного  распорядка  дня  поможет  школьнику выработать у себя  динамический  стереотип.  Его  физиологическая  основа  — формирование  в  коре  больших  полушарий  определенной   последовательности процессов   возбуждения   и   торможения,   необходимых   для    эффективной деятельности.

 Организация рационального режима  дня  должна  проводиться  с  учетом

особенностей  работы  конкретного  высшего  учебного  заведения  (расписания занятии), оптимального  использования  имеющихся  условий,  понимания  своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

 Суточные биоритмы отражаются на  работе  системы  пищеварения,  желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая  низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая—в  17—18 ч. Суточные  ритмы  отличаются  высокой  стабильностью.  Зная  рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

       Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У  «сов»,  например,  протекание психических процессов улучшается к вечеру.  Появляется  желание  заниматься.  Утром же  они  никак  не  могут  «раскачаться»,  хочется  подольше  поспать,  «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже  на  ногах и готовы к активной умственной работе.

  Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей,  потребностей,  интересной  и  полезной  для  общества  деятельности,  умение наладить правильный, рациональный режим дня.(табл. см. в приложении).

               Гигиена умственного труда

       Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому  относится легкая умственная  работа:  чтение  художественной  литературы,  разговор  с интересным собеседником. Такая деятельность  может продолжаться  длительное время   без   появления   утомления,   так    как    при    ее    выполнении психофизиологические   механизмы   функционируют   с   невысокой    степенью напряжения.

       Второй  вид  умственной  деятельности  можно   назвать   «оперативным

мышлением», так как он  характерен  для  труда  операторов,  диспетчеров.  У школьников - это повторение пройденного  материала,  решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский  язык,  в данном случае психофизиологические  механизмы  мозга  работают  с  большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5—2 ч.

       К третьему  виду  относится  работа,  отличающаяся  наиболее  высокой

интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых  представлений на базе старых. При такого рода деятельности  происходит  наиболее  активное  функционирование   физиологических   механизмов,   осуществляющих   процессы мышления и запоминания.

       Знание приведенной классификации должно помочь  школьникам  правильно организовать свой учебный труд. Специалисты  по  гигиене  умственного  труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно  делать  перерывы  через 1,5—2 ч, а при третьем виде  умственной  деятельности    через  40—50  мин.  Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в  мозгу  затухают  медленно.

Поэтому 5—10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат  эффективность последующего выполнения умственной работы,  а  только  помогут  восстановить энергию нейронов мозга.

   На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях  его  значение  составляет  40—50  дБ.  По  данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно  на  состояние  организма,  превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно  отражается  на здоровье человека.

       Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится  наблюдать,  как школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В  таком положении  хуже  функционируют  легкие,  сердце,  искривляется  позвоночник,  сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным  туловищем  (на 75—80°) и приподнятой  головой,  которая  должна  составлять  со  спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за  правильностью  своей  позы, и она станет для вас привычной.

       На  столе  желательно  иметь  пюпитр-подставку  для   книги.   Вместо

подставки можно использовать стопку  книг.  Это  позволит  меньше  наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

   Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно  включать  в режим дня занятия физическими упражнениями.

Правильное питание.

       Человек издавна использовал питание в качестве  одного  из  важнейших

средств   для   укрепления   здоровья.   Недаром   древнегреческие   мудрецы

утверждали: человек есть суть то, что ест, а  Сенека  писал,  что  умеренное

питание  повышает  умственные  способности.  Ум,  говорил  он,   тупеет   от

перенасыщения.

       Современная наука достигла определенных успехов в  изучении  вопросов рационального  питания.  Хорошо  известно,   что   его   основу   составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а  также  витамины  и  минеральные вещества.

       Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для  жизнедеятельности организма. Средняя потребность организма в  белках  составляет  1—1,3  г  на килограмм  массы  тела.  Для  школьников,  активно  занимающихся  физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в  белках возрастает приблизительно в 1,5 раза.        Жиры— наиболее концентрированный источник энергии.  Вместе  с  тем  в организме они  выполняют  и  другие  важные  функции:  совместно  с  белками образуют структурную основу клеток,  защищают  организм  от  переохлаждения,  служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и  особенно их основной компонент—жирные кислоты—являются незаменимой  составной  частью пищи.

       Из общего количества жиров, входящих в пищу, рекомендуется потреблять  30—40  % растительных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1—1,2  г  на килограмм массы. Избыток  жиров  ведет  к  появлению  излишней  массы  тела,  отложению жировой клетчатки, нарушению обмена веществ.

       Углеводы считаются основным источником снабжения организма  энергией.  Кроме  того,  они  необходимы  для  нормального   функционирования   нервной системы, главным образом головного  мозга.  Доказано,  что  при  интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также  играют важную роль в обмене белков, окислении жиров,  но  их  избыток  в  организме создает жировые отложения.(табл. см.в приложении).

       Теперь  немного  о  витаминах,  которые  также  являются  необходимым

компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют  обмен веществ,  повышают  иммунитет  человека,   его   умственную   и   физическую работоспособность. 

  Особую роль играет витамин С —  аскорбиновая  кислота.  Он  принимает активное  участие  в  окислительно-восстановительных   процессах,   обладает сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма.  Витамин  С усиливает кроветворную функцию, помогает окислению  некоторых  промежуточных продуктов  обмена,  образующихся   при   выполнении   физических   нагрузок,  нормализует обмен белков  и  углеводов,  улучшает  работу  нервной  системы, печени,  повышает  устойчивость  организма   к   температурным   колебаниям, ускоряет восстановление после физических нагрузок.

       Следует подчеркнуть значение для человека и витамина РР  (никотиновой кислоты), принимающего участие в процессах тканевого дыхания.  Он  оказывает благоприятное  воздействие  на  центральную  нервную  систему,   нормализует процессы возбуждения и торможения, расширяет периферические сосуды.

       В   организме   школьников,   регулярно   занимающихся    физическими

упражнениями, при  интенсивных  физических  нагрузках  происходит  некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо.  Поэтому  необходимо увеличивать их потребление в питании.

Полезные и вредные привычки.

       Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А.  С.  Пушкин  говорил:  «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

       Полезные  привычки  помогают   формированию   гармонически   развитой личности,  вредные,     наоборот,   тормозят   ее   становление.   Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями,  а  также  к  таким  прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение  театров,  кино,  прослушивание  музыки.  Все  эти  формы  досуга,  естественно   в   разумных параметрах   времени,   обогащают   человека,   делают   жизнь   интереснее,  способствуют самосовершенствованию.

       Однако в школьные годы возникает немало и  вредных  привычек.  К  ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к  занятиям.

Но  наиболее  вредными  являются   курение   и   злоупотребление   спиртными напитками.  Эти  привычки  могут  незаметно  перерасти  в  порок,  способный испортить жизнь человека.

              Никотин отрицательно  действует  на  железы  внутренней  секреции,  и особенно на надпочечники.  Они  начинают  больше  обычного  выделять  гормон адреналин, излишек которого вызывает сужение сосудов.

       Люди, злоупотребляющие курением,  значительно  чаще,  чем  некурящие,  страдают  различными  формами  ишемической   болезни    сердца.    Известный кардиолог О. Г.  Оганов  констатирует,  что  внезапная  смерть  от  инфаркта миокарда встречается среди курящих  в  5  раз  чаще,  чем  среди  некурящих.  Причем  инфаркты   в   сравнительно   молодом   возрасте   случаются   почти исключительно у курящих.

  Несовместимо курение с регулярными занятиями физической  культурой  и спортом, поскольку мышечные  нагрузки  усиливают  отрицательное  воздействие курения на организм. У  курящего  спортсмена  возникает  опасность  быстрого развития перенапряжения, перетренированности, более  замедленное  протекание восстановительных процессов  после  тренировки.  Ухудшается  освоение  новых двигательных навыков, понижается такое физическое качество, как быстрота.

Правильнее всего включить свою волю,  убедить  себя  в  ненужности  и вредности  прения  и  решительно  перестать  курить.   У   самого   заядлого

курильщика  уже  после   8—10   дней   прекращения   курения  нормализуется самочувствие, повышается работоспособность.

       Еще большее зло приносит употребление алкоголя  в любом  его  виде  (водка,  вино,  пиво  и  т.  д.).  Помимо   отрицательного воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное  влияние на  его  социальную  сущность.  При  постоянном   употреблении   алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается  служебное  положение,  разрушается  семья.  Рассмотрим  физиологическое  воздействие  алкоголя   на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг  и  вызывает  у  большинства людей состояние веселья, повышенного стремления  к  общению,  раскованности.  Это одна из причин употребления молодыми людьми алкогольных напитков.

       При этом нарушаются  восприятие,  деятельность  двигательных  центров

мозга и органов равновесия. Из-под контроля выходят  примитивные  инстинкты.  Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность.

Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной  физической  активностью,  усилением  функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

   В  результате  недостаточной  двигательной  активности   в   организме

человека  нарушаются  нервно-рефлекторные  связи,  заложенные   природой   и закрепленные  в  процессе  тяжелого  физического  труда,  что   приводит   к расстройству регуляции  деятельности  сердечнососудистой  и  других  систем,  нарушению   обмена   веществ   и   развитию    дегенеративных    заболеваний  (атеросклероз  и  др.).  Для  нормального   функционирования   человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза»  двигательной активности. В  этой  связи  возникает  вопрос  о  так  называемой  привычной двигательной  активности,  т.  е.  деятельности,  выполняемой   в   процессе повседневного  профессионального  труда  и  в  быту.   Наиболее   адекватным выражением  количества  произведенной  мышечной  работы  является   величина энергозатрат. Минимальная величина суточных  энергозатрат, необходимых  для нормальной  жизнедеятельности   организма,   составляет  2880—3840 ккал (в.

зависимости от возраста, пола и массы тела) . Из них на мышечную деятельность должно расходоваться  не  менее 1200--1900 ккал.

      Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии,  прямо пропорциональном длительности и  интенсивности  мышечной  деятельности,  что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение  имеет  также повышение  устойчивости  организма  к  действию   неблагоприятных   факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких  температур,  радиации,  травм,  гипоксии.

                      Двигательная активность

        Необходимым  условием  гармоничного  развития   личности   школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу  высокой учебной нагрузки в школе и дома и других  причин  у  большинства  школьников отмечается дефицит в  режиме  дня,  недостаточная  двигательная  активность,  обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать  ряд  серьёзных изменений в организме школьника.

          Школьникам не только  приходится  ограничивать  свою  естественную

двигательную активность, но и длительное время  поддерживать  неудобную  для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

           Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем  организма  школьника,  особенно  сердечно сосудистой и дыхательной. При длительном сидении  дыхание  становится  менее глубоким   обмен  веществ  понижается,  происходит  застой  крови  в  нижних конечностях, что  ведёт  к  снижению  работоспособности  всего  организма  и особенно  мозга:  снижается   внимание,   ослабляется   память,   нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

           Отрицательные  последствие   гипокинезии   проявляется   так   же

сопротивляемости   молодого    организма    “простудным    и    инфекционным заболеваниям”,    создаются    предпосылки    к формированию     слабого,  нетренированного  сердца   и   связанного   с   этим   дальнейшего   развития недостаточности  сердечно    сосудистой  системы.   Гипокинезия   на   фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в  дневном  рационе может вести к ожирению.

          У малоподвижных детей очень  слабые  мышцы.  Они  не  в  состоянии

поддерживать тело в правильном положении, у них развивается  плохая  осанка,  образуется сутулость.

            При систематических  занятиях  физической  культурой  и  спортом

происходит  непрерывное  совершенствование  органов   и   систем   организме человека.  В  этом  главным  образом  и  заключается положительное  влияние физической культуры на укрепление здоровья.

  Под  влиянием  мышечной  деятельности  происходит   гармоничное

развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что  физ.  нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали  переутомления.

Высший отдел нервной системы  поступают  сигналы  от  органов  чувств  и  от скелетных  мышц.  Кора  головного  мозга   перерабатывает   огромный   поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

           Физические   упражнения  благотворно  влияют  на  развитие  таких

функций нервной системы как сила,  подвижность  и  уравновешенность  нервных процессов.  Даже  напряжённая   умственная   деятельность   невозможна   без движения.

           Достаточная двигательная активность является необходимым условием  гармонического развития личности.

  Физические  упражнения  способствуют  хорошей   работе   органов пищеварения,   помогая   перевариванию   и   усвоению   пищи,  активизируют деятельность  печени  и  почек,   улучшают   желез   внутренней    секреции:  щитовидной,  половых,  надпочечников,  играющих  огромную  роль  в  росте  и развитии молодого организма.

            Под   влиянием   физических   нагрузок   увеличивается   частота

сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее,  повышается  выброс  сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка  системы  кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы  в кровоток   включается  и  та  кровь,  которая  в  спокойном   состоянии   не циркулирует  по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови  не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

           Физ. упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается  “жизненная   ёмкость    лёгких,

улучшается подвижность  грудной  клетки. Кроме  того, полное расправление

лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты,  т.е.  служит профилактикой возможных заболеваний.

  Лёгкие  при  систематических  занятиях  физическими  упражнениями

увеличиваются в объёме, дыхание становится  более  редким  и  глубоким,  что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

          Занятие физическими упражнениями   также  вызывает   положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому  становится  понятным,  почему человек, познавший “вкус” физических упражнений  и спорта,  стремится к регулярным занятием ими.

                  Экспериментальная часть

                                             Анкета.

 

1.Класс

2.Возраст (полных лет)

3. Пол.

4.Делаете ли вы утреннюю гимнастику?

А) Иногда

Б) Каждое утро

В) Нет.

5.Укажите ваш любимый вид спорта:

 6.Посещаете ли вы спортивную секцию?

А) Посещал, когда учился в начальной школе

Б) Да, посещаю.

В) Никогда не занимался и не занимаюсь.

7.Как вы относитесь к плаванию?

А) Регулярно посещаю бассейн

Б) Купаюсь только летом в открытых водоёмах

В) Не занимаюсь плаванием совсем

Г) Редко посещаю бассейн или водоёмы

8.Участвуете ли вы в спортивных праздниках, соревнованиях? Занимали какие-нибудь места?

А) Да, конечно.

Б) Иногда

В) Нет, никогда.

9.Любите ли вы уроки физической культуры?

А) Да

Б) Нет.

10)Следите ли вы за ходом спортивных событий всего мира?

А) Да, конечно.

Б) Появляется свободная минута- слежу

В) Иногда

Г) Нет, совсем не слежу.

Анализ:

В эксперименте участвовали дети от 12 до 15 лет (с 6 по 8 класс).

Общее число опрошенных детей: 40 человек (100%).

Из них 21 мальчик и 19 девочек.

Результаты опроса:

1)20 человек(50%)- делают по утрам зарядку; 11 человек(27,5%)- делают зарядку иногда; 9 человек(22,5%)- не делают зарядку вообще.

2) у 16 человек(40%) любимый вид спорта- футбол; у 14 человек (35%)- волейбол, пионербол; у 5 человек(12,5%)- баскетбол; у 2 человек (5%)- хоккей; у 2 человек(5%)- фигурное катание; у 1 человека(2,5%)- любимого вида спорта нет вообще.

3)15 человек(37,5%)- посещали спортивную секцию, когда учились в начальных классах; 19 человек (47,5%)- посещают спортивные секции; 6 человек (15%) – не посещают спортивные секции.

4) 5 человек (12,5%)- регулярно посещают бассейн; 25 человек (62,5%)- купаются только летом в открытых водоемах; 10 человек (25%)- не занимаются плаванием совсем.

5) 16 человек (40%)- учувствуют в спортивных мероприятиях и довольно часто занимают призовые  места;15 человек (37,5%)- иногда участвуют в спортивных мероприятиях; 9 человек (22,5%)-вообще не участвуют в спортивных мероприятиях.

6) 29 человек (72,5%)- любят уроки физической культуры; 11 человек (27,5%)- не любят уроки физической культуры.

7) 17 человек (42,5%)- следят за ходом спортивных событий всего мира; 14 человек (35%)- следят иногда; 3 человека (7,5%)- следят в свободное время; 6 человек (15%)- вообще не следят.

Также мною были продуманы и подобраны несложные, но полезные физические упражнения и предложены тем ребятам, которые приняли участие в эксперименте.

Общее кол-во ребят, принявших участие в эксперименте- 40 человек. По желанию эти дети разделились на 2 группы: 1-ая группа выполняла выбранный комплекс упражнений четыре раза в неделю, а вторая группа дважды в неделю.

Комплекс упражнений:

а) Разминка- наклоны туловища вправо и влево по 10 раз.

б) Повороты туловища вокруг оси вправо и влево по 10 раз.

в)Наклоны туловища вперед поочередно к правой и левой ноге (5+5раз).

г)Ходьба на месте 2-3 минуты.

д)Упражнения на плечевой пояс (с гантелями): до 10 раз

И.П.:руки вдоль туловища.

1.поднять руки на уровень плеч

2.поднять руки вверх (над головой)

3.И.П.

е)Приседания на корточки (10раз).

ж)Упражнения на поясничный отдел позвоночника.

И.П.:руки направлены вправо и тянемся как можно дальше до 5 раз.

з)Упражнения на расслабление.

Упражнения рекомендовано выполнять в послеурочное время - в течение 30минут. Очередность этих упражнений постепенно увеличивает нагрузку.

В результате наблюдений за детьми из этих групп выявлено следущее:

А)улучшилось общее самочувствие: 1-ая гр.: 20 чел.(50%), 2-ая гр.:4 чел.(10%).

Б)укрепился иммунитет( не наблюдались ОРВИ и др. инфекции во время эксперимента). 1-ая гр.: 18чел.(45%), 2-ая гр.: 10чел.(25%).

В)повысилась активность. 1-ая гр.: 15чел.(37,5%), 2-ая гр.: 7чел.(17,5%).

Г)улучшалось настроение во время тренировок. 1-ая гр.: 20чел.(50%), 2-ая гр.:18чел.(45%).

Д)улучшилась память. 1-ая гр.: 18чел. (45%), 2-ая гр.: 7чел.(17,5%).

Таким образом мы видим, что даже не слишком тяжелые физические упражнения способствуют укреплению и оздоровлению организма.

     Заключение

Результат проведенных мною исследований показывает большое значение регулярных занятий физическими упражнениями на организм и здоровье подростков.

У ребят, которые регулярно выполняли предложенные комплексы упражнений наблюдалась высокая работоспособность на уроках, большая активность, меньшая утомляемость, чем у тех ребят, которые совсем не занимались физическими упражнениями. Особенно полезными для подростков оказались занятия плаванием в бассейне- за все время наблюдения у этих детей не наблюдалось простудных заболеваний.

Мои наблюдения показали, что занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции и бодрость. Многие из ребят, кто приступил к занятиям, отметили улучшение работы пищеварительной  и кровеносной систем.  Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, поэтому увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, возрастает сопротивляемость организма к вирусным инфекциям. При правильном распределении физических упражнений происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Также после занятий физическими упражнениями все дети отмечают улучшение настроения.

 

Hosted by uCoz