программа информатизации

       

Содержание

 1.     Общие положения

 

1.1.          Цель программы информатизации ОУ

1.2.          История развития информатизации ОУ

1.3.          Анализ текущего состояния ОУ

 

2.     Основные идеи, задачи

 

3.     Проекты

 

3.1.          Проект 1

3.2.          Проект 2

3.3.          Проект 3

3.4.          Проект 4

 

4.     Авторская группа

 

  

Раздел 1. Общие положения

 

1.1.Актуальность программы

 

Для того, чтобы школа была конкурентной на рынке образовательных услуг, она должна производить «продукт», востребованный рынком труда. Таким «продуктом» может стать информационная культура и компьютерная грамотность учащихся. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера. Для подготовки таких учащихся нужно реализовать проект информатизации школы.

Информатизация школы так же вызвана необходимостью использования больших объёмов информации во всех сферах деятельности школы, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью традиционных технологий и средств связи, с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и, как следствие, - переход в области обмена информацией на новые технологии, приводит к необходимости создания информационных систем. Информатизация школы – процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации.

 

1.2. Анализ существующей ситуации

 

Удаленность от центра, отсутствие в микрорайоне компьютерных залов с выходом в ИНТЕРНЕТ, игровых компьютерных комнат, сделало школу единственным местом, где дети могут получить знания и информацию об окружающем мире через работу с компьютером, научиться пользоваться этими знаниями и применять их в жизни. Скорость и качество получения информации в школе во многом зависит от технической оснащенности кабинетов и помещений. Школа располагает небольшим количеством компьютеров,  объединенных в сеть -  это класс информатики, в котором находится 9 компьютеров и канцелярия – один компьютер. Данного количества компьютеров не достаточно, чтобы поднять учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень и обеспечить возросшие потребности подрастающего поколения в новых информационных технологиях.

Идея информатизации школы выдвигалась уже несколько лет назад. Был достигнут ряд успехов: открыт компьютерный класс, в учебный план включены часы информатики, в процесс информатизации были включены различные учителя, началось издание школьной газеты.

При этом нужно отметить ряд негативных моментов:

1. На данный момент компьютерный класс технически устарел, загружен лишь на половину (из 40-45 часов учебного времени лишь 10 часов отводится на уроки информатики). Однако, если ввести в учебный план часы информатики со 2 класса, то 9 компьютеров на 450 учащихся будет явно недостаточно.

2. Работа по информатизации замыкается на 5-6 учителях, остальные по разным причинам выпадают из этого процесса; реальное количество учеников, владеющих компьютером на достаточно высоком уровне тоже  невелико.

3. Примерно лишь у 1/3 учеников есть дома персональный компьютер, но и вовлечение этих семей в информатизацию школы равно нулю.

4. Школа не имеет выхода в Internet, т.к. нет модема; соответственно не имеет своего сайта и не принимает участие в дистанционных проектах и курсах.

5. Программно-методического обеспечения практически нет, т.к. школьная медиатека только начала своё существование.

7. Практически отсутствуют ЦОР

 

Программа информатизации школы должна решить заявленные проблемы.

  

 

Раздел 2. Основные идеи, цели и задачи программы информатизации

 

Основная цель программы информатизации школы

 

·        Создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования.

 

Задачи программы:

 

1.     Создание единой информационной системы, в которой будут задействованы и  на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления,  а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения.

2.     Объединение в сеть всех компьютеров ОУ, что позволит во много раз увеличить оперативность обмена информацией, степень доступности информационных источников, находящихся как внутри, так и за пределами школы.

3.     Вывести педагогов на уровень современных специалистов, действующих в условиях использования информационных технологий, которые обладают:

·        компьютерной грамотностью,

·        компьютерной образованностью,

·        информационной компетентностью,

·        информационной культурой.

4.     Готовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

5.     Сделать уроки с использованием ИКТ привычными для учащихся школы, а для учителей - нормой работы.

 

 

 

Направления реализации программы

В настоящее время для нашей школе наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования:

·  Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для
начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).

·        Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; написание учащимися совместно с учителями-
предметниками презентаций, сайтов и программ по своей исследовательской деятельности и для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе).

·                Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и
учащимися других школ).

·                Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; делопроизводство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).

·                Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации (создание и наполнение школьного Wеb-сайта; выпуск газеты; организация видеостудии).

·                Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация курсов, факультативов, профильных групп для профессиональной подготовки учащихся; создание банка данных результатов работы курсов, факультативов, профильных групп; дистанционное образование школьников и учителей
школы).

·                Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с
использованием средств информационно-коммуникационных технологий, работа студий детского компьютерного творчества, участие в сетевых образовательных проектах).

·                Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и
оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы, проведение и
консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.

·                Создание банка данных образовательных ресурсов.

·        Обслуживание, ремонт, усовершенствование технических средств.

Механизм реализации программы

Программа реализуется через работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению,  взаимодействие  всех участников образовательного процесса, которое  будет обеспечивать сайт школы.

 

 

Пояснительная записка

Программа информатизации учреждения рассчитана на 3 года (с 2006 по 2009 г. г.) и включает в себя 4 основных проекта:

 

1.     Создание единого информационного пространства школы;

2.     Повышение ИКТ-компетентности педагогов

3.     Повышение ИКТ-компетентности учащихся

4.     Создание базы электронных программно-методических материалов, обмен опытом

 

         Программа направлена на  освоение участниками образовательного процесса  информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения  качества образования.

         Реализация данной программы позволит эффективно  организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее   участника  в  процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

         Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.

         Программой предусмотрен на всех этапах  работы  компьютерный мониторинг обученности, качества образования, создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных и городских мероприятиях, создание компьютерных картотек образовательных программ.

         Кроме того, предусмотрена диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, социально-психологическое сопровождение, применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование образовательных Internet – ресурсов.

 
 

 

Раздел 3. Проекты

Проект 1. Создание единого информационного пространства школы

Цель: Создание системы, в которой будут задействованы и  на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления,  а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения.

 

Формирование  единого информационного пространства на первом этапе сводится к созданию  общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна содержать следующую информацию и предоставлять возможность ее обновления:

  •         общая информация о школе
  •         кадровые данные о преподавателях
  •         личные данные об учащихся
  •         учебный план
  •         штатное расписание
  •         данные о материально-технической базе
  •         социальный паспорт школы
  •         данные методической службы школы
  •         статистические данные по итогам года

 

 с целью получения  администраторами  и преподавателями  необходимых им   данных об учениках и работе коллектива.

         На втором этапе предусматривается создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности: интерактивное общение участников учебного процесса (на форуме сайта), размещение информации на всеобщий просмотр, размещение служебной информации, размещение информационных полей участников образовательного процесса.

         На третьем этапе  необходимо создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).

Задачи:

 

1.     Создание единой информационной базы данных образования, включающей в себя сведения обо всех участниках образовательного процесса;

2.     Обеспечение оперативности сбора, упорядочивания и публикации управленческой и законодательной информации;

3.     Автоматизация учета кадров;

4.     Сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательном учреждении.

5. Обеспечение контроля качества.

 План работы:

мероприятия

срок

ответственные

бюджет

1.

Для автоматизации работы служб сопровождения (психологической, логопедической, социальной) и с целью обеспечения свободного доступа учителей  к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время создать школьный информационно-методический центр.

2006-2007

Директор, учитель информатики

-

2.

Приобретение АРМ для администрации (зам. директора, директора)

2006-2007

директор

Бюджетные средства

3.

Приобретение программного
обеспечения: секретарю, администрации, службам сопровождения

 

С сентября 2006

Директор, зам. директора по УВР, психолог, логопед, соц.педагог

Бюджетные средства, спонсорские

средства

4.

Внедрение АСУ «1С: Хронограф Школа 2.5», «1С: Хронограф Мастер».

С сентября 2006

Зам. директора по УВР, секретарь, диспетчер по расписанию

Бюджетные средства

5.

Автоматизация библиотечных фондов: оборудование школьной библиотеки АРМ библиотекаря.

Сентябрь 2006

директор

Бюджетные средства

 

 

1.1. Создание единой локальной сети школы

и  сайта школы

 

     Отсутствие компьютерной сети является главной причиной, которая не дает развиваться всем положительным процессам информатизации в ОУ, препятствует выполнению основных функций информационной системы.

 

Цель: объединение в сеть всех компьютеров ОУ, что позволит во много раз увеличить оперативность обмена информацией, степень доступности информационных источников, находящихся как внутри, так и за пределами школы.

 

     Наличие сети позволит установить полноценные обучающие системы. Покупка комплекта сетевого оборудования по силам любому учреждению.

    

     Оптимально, если в школе появится полноценный сервер, который будет предоставлять доступ к базам данных, Web-страницам школы, доступ всех пользователей к внешним сетям. Почтовый сервер школы даст возможность оперативного документооборота, локальный чат – возможность оперативных совещаний.

  Задачи:

1.Распространение информации о школе в глобальной информационной сети.

 

2.Повышение имиджа школы и установление междугородных и международных связей.

 

3.Обеспечение возможности обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.

 

План работы:

 

мероприятия

срок

ответственные

бюджет

1.

Установить дополнительную телефонную линию.

Март 2006

директор

Бюждетные средства

2.

Приобрести и установить модем.

Апрель 2006

Директор, учитель информатики

Бюджетные средства

3.

Обеспечить свободный доступ к образовательным ресурсам в Интернет (согласно нормам).

Апрель 2006

Директор, учитель информатики

Бюджетные средства

4.

Создать школьный сайт на основе программы «Конструктор сайтов»

Сентябрь 2006 – апрель 2007

Учитель информатики

Спонсорские средства

5.

Создание ЕЛС школы

2006-2007

Специалисты по обслуживанию

Спонсорские средства

6.

Привлечение к обслуживанию ЕЛС квалифицированных специалистов

2006-2007

Директор

Бюджетные средства, штатное расписание

 

Ожидаемые результаты:

-         Повышение эффективности образовательного процесса;

-         Автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы;

-         Создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое  информационное пространство  образовательного учреждения;

-         Повышение эффективности использования сайта.

-         Стимулирует внедрение современных технологий в образование;

-         Создаст предпосылки для коррекции учебного расписания;

-         Сделает доступной и своевременной получение информации;

-         Преподавание предметов будет вестись на качественно новом уровне
 

 

Проект 2. Повышение ИКТ – компетентности учителей

 

Смысл работы школы сегодня состоит в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают.

Учителю приходится осваивать новую для себя роль тьютора – человека, сопровождающего обучающегося в продвижении по избранной образовательной траектории.

Главный признак высокой информационной грамотности – самостоятельность работы с применением компьютера, умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютерной техники.

Цель: вывести педагогов на уровень современных специалистов, действующих в условиях использования информационных технологий, которые обладают:

·        компьютерной грамотностью,

·        компьютерной образованностью,

·        информационной компетентностью,

·        информационной культурой.

 
Школы рассматривают ИКТ как необходимую часть образовательной среды — важнейшую в будущем, а сегодня уже столь же естественную в классах, как доски, парты и стулья.

Применительно к профессиональному развитию учителей - предметников выделены два уровня подготовки педагогов:

базовая ИКТ-компетенция

педагогическая ИКТ-компетенция.

Базовый уровень включает обучение навыкам работы на компьютере с точки зрения общепедагогических функций учителя: как создать дидактические материалы, образовательную презентацию, сформировать свое личное образовательное пространство, знакомство с образовательными ресурсами Интернета.

Педагогическая ИКТ- компетенция затрагивает педагогические аспекты использования информационных образовательных ресурсов: конструирование уроков с использованием ИКТ и электронных образовательных ресурсов, реализацию различных образовательных проектов. Это уже полшага к педагогу будущего...

 

Задачи:

 

1.     Обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям

2.     Формирование у педагогов навыков использования ИКТ для решения творческих образовательных задач

3.     Создание условий для персонального доступа к компьютерам

 

План работы:

 

мероприятия

срок

ответственные

бюджет

1.

Сформировать и согласовать с ММЦ график на повышение квалификации учителей в области ИКТ на базе городского ММЦ и на базе ИДППО г. Челябинска.

2006 -2008

Педагог - координатор

-

2.

Организовать цикл научно-методических семинаров на базе школы с целью повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ.

2007-2008

Зам. директора по УВР

-

3.

Приобретение и установка мультимедийного проекционного оборудования.

Апрель-май 2006

директор

Бюджетные средства

4.

Применение ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов.

С 2006-2007

педагоги

-

5.

Применение ИКТ в организации  работы классного руководителя.

С 2006-2007

Классные руководители

-

6.

Организация использования дополнительных образовательных услуг с применением ИКТ.

С 2007

Директор, учитель информатики

Спонсорские средства

 

Ожидаемые  результаты проекта:

-позволит поднять качество обучения на новый уровень;

-позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения,

-побуждает искать нетрадиционные современные формы и методы обучения,

-создание условий для творческого роста всех участников образовательного   процесса через использование информационных технологий;

-повышение квалификационной категории учителей;

-распространение и обобщение опыта учителей через участие в  научно- методических и научно – практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе в  Интернет – форумах.

 

 

Проект 3. Повышение ИКТ – компетентности учащихся

 

Цель: подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

Главный признак высокой информационной грамотности – самостоятельность работы с применением компьютера, умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютерной техники.
Таким образом, современный специалист, действующий в условиях использования информационных технологий должен обладать:

·        компьютерной грамотностью,

·        компьютерной образованностью,

·        информационной компетентностью,

·        информационной культурой.

Задачи:

1.Повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий

 

План работы:

 

мероприятия

срок

ответственные

бюджет

1.

Обновление оборудования компьютерного класса.

2007

директор

Спонсорские средства

2.

Открытие второго компьютерного класса.

2007

директор

Бюджетные средства

3.

Составление учебного плана  с учётом использования ресурсов ИКТ.

С 2006-2007

Зам. директора по УВР

-

4.

Используя возможности Интернета, опробовать дистанционное компьютерное профориентационное тестирование учащихся.

2007

Соц. педагог, учитель информатики.

Бюджетные средства

5.

Используя возможности Интернета, опробовать компьютерное абитуриентское и аттестационное тестирование учащихся по базовым предметам.

2007

Зам. директора по УВР, учитель информатики, преподаватели базовых предметов

Бюджетные средства

6.

Привлечение родителей для участия со своими детьми в образовательных проектах, касающихся информатизации образования.

С 2007

Учитель информатики, классные руководители

-

7.

Проведение и консультирование проектной деятельности учащихся в различных предметных областях в части, связанной с применением ИКТ.

С 2007

педагоги

-

8.

Организация внеурочной деятельности с применением ИКТ (кружки, конкурсы, олимпиады и др. формы воспитательной работы)

С 2007

Педагоги,

Зам. директора по УВР

-

9.

Организация досуга детей в школьном компьютерном клубе.

С 2007

Зам. директора по ВР

Бюджетные средства

10.

Включение в УВП домашних компьютеров учащихся.

постоянно

педагоги

-

 

Ожидаемые результаты проекта:

- Даёт возможность использования компьютерной технологии в     самостоятельной работе учащихся;

- Возможность участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях;

- Повысит мотивацию к обучению у учащихся по различным предметам;

- Поможет раскрыть и стимулировать творческие способности учащихся в области информационных технологий;

- Обеспечит дополнительные возможности для досуга школьников. 


 

 

Проект 4. Создание банка программно-педагогических и методических средств обучения

 

Цель: уроки с использованием ИКТ должны стать привычными для учащихся школы, а для учителей стать нормой работы.

 

Задачи:

 

1.Развитие сложившей методологии образования в школе за счёт использования преимуществ компьютерных технологий.

 

2.Создание материалов методического и учебного характера.

 

3.Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе

 

 

План работы:

 

мероприятия

срок

ответственные

бюждет

1.

Создание электронной почты ОУ. 

Май 2006

Учитель информатики

Бюджетные средства

2.

Создание и развитие внутригородских, межрегиональных связей и международных контактов.

постоянно

Администрация,

педагоги

Бюджетные средства

3.

Заказ книг как через интернет-магазины, так и в публичных библиотеках через Интернет.

постоянно

педагоги

Бюджетные средства

4.

Использовать систему дистанционного обучения по общеобразовательным и дополнительным дисциплинам (как учащихся, так и педагогов)

постоянно

педагоги

Бюджетные средства

5.

Создание и постоянное пополнение школьной медиатеки.

2006-2007

Библиотекарь, учителя

Бюджетные средства

6.

Систематическое пополнение школьной библиотеки изданиями, отражающими направление информатизации, оформляя подписку на соответствующие издания.

постоянно

библиотекарь

Бюджетные средства

7.

Создание банка программно-педагогических средств по использованию ИКТ в учебном процессе.

С 2006-2007

педагоги

Бюджетные средства

8.

Для издательской деятельности приобрести ризограф

2007-2008

директор

Спонсорские средства

9.

Начать издание работ лучших учителей и издание научно-исследовательских работ учащихся

2007-2008

Зам. директора по УВР

Спонсорские средства

10.

Организовать работу по освещению работы школы в городских средствах массовой информации

С мая 2006

Зам. директора по ВР

Спонсорские средства

11.

Изготовление и размещение информационных и методических стендов (в области ИКТ)

2005-2006

Учитель информатики, зам. директора по УВР, ВР

Спонсорские средства

 

Ожидаемые результаты проекта:

-Позволит поднять качество обучения на новый уровень;

-Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным,

-Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения,

-Побуждает искать нетрадиционные современные формы и методы обучения,

-Создание условий для творческого роста всех участников образовательного   процесса через использование информационных технологий;

-Распространение и обобщение опыта учителей через участие в  научно- методических и научно – практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе в  Интернет - форумах;

 

 

Ожидаемые результаты

от реализации программы информатизации:

 

·        Повышение качества образования и уровня информационной культуры участников образовательного процесса на основе использования современных информационных технологий.

 

·        Развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся на основе интеграции личностно – ориентированных педагогических и информационных технологий.

 

·        Создание единой информационной образовательной среды.

 

·        Повышение конкурентоспособности выпускников школы.

 

·        Использование средств ИКТ в управлении школой 

 

 

Авторская группа

 

Ф. И. О.

Должность, место работы

Квалификационная категория, пед.стаж

Контакты

1.

Алдакушев В. И

Директор МОУ СОШ № 45

Высшая, 30 лет

83513978309

89058379999

e-mail:director-48@mail.ru

2.

Войтюк Н. В.

Учитель информатики МОУ СОШ № 45

Первая, 15 лет

89097456092

e-mail:school45-45@mail.ru

3.

Ильина Е. П.

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 45

Высшая, 17 лет

83513979074

89068905282

e-mail:elka-cop@list.ru

 

 

Hosted by uCoz