культура и искусство
Художественно – эстетическое направление
Гертер З.В.
Задачи:
- воспитание художественно – эстетического вкуса, чувства красоты, мастерства;
- создание благоприятных условий для выражения и применения своих художественных способностей.
Формы, методы работы:
- посещение театров, выставок, цирка;
- экскурсии в художественную галерею, музеи;
- выставки художественного прикладного творчества;
- конкурсы художественного творчества;
- праздники;
- постановка спектаклей;
- экскурсии;
- работа кружков.
Основные мероприятия:
1. |
Запись в кружки, секции школы, города |
сентябрь |
кл. руковод. |
банк данных справки |
2. |
Праздник «Первого звонка» |
1.09 |
Гертер З.В. |
план, сценарий |
3. |
«Осень краса» праздник |
18 – 23.09 |
педагог- организ. кл. руковод. |
план, сценарий |
4. |
День учителя, постановка спектакля |
30.09.06 |
педагог- организ. Гертер З.В. |
сценарий |
5. |
День матери. Слово о матери |
ноябрь |
педагог-организ., кл. руковод. Гертер З.В. |
план, сценарий |
6. |
Школьный конкурс чтецов худ. слова |
октябрь |
учителя литературы, педагог-организ. |
программа метод. материалы, справки |
7. |
Городской конкурс чтецов |
ноябрь |
педагог - организатор |
информация |
8. |
Юбилей школы. Праздник |
ноябрь |
педагог - организатор, зам. по ВР |
план, сценарий, справки |
9. |
Новогодний вечер |
декабрь |
Гертер З.В. педагог - организатор |
план, сценарий, справки |
10. |
Рыцарский турнир |
23 февраля |
педагог –организатор, кл. руковод. Гертер З.В. |
план, сценарий, справки |
11. |
Конкурс театральных коллективов |
март |
педагог-организ, кл. руковод. Гертер З.В. |
план, сценарий, справки |
12. |
День здоровья |
апрель |
педагог-организ., кл. руковод. Гертер З.В. |
план, сценарий, справки |
13. |
День Земли |
апрель |
педагог-организ., доп. обр., кл. руковод. Гертер З.В. |
план, сценарий, справки |
14. |
Честь школы. Выставка – творческий отчет кружков школы |
апрель
май |
педагог –организатор,
|
план, сценарий, справки |
15. |
Праздник «Последний звонок» |
май |
педагог-организ., кл. руковод. Гертер З.В. |
план, сценарий, справки |
16. |
Выпускной вечер |
9, 11 кл. |
педагог –организ., кл. руковод. Гертер З.В. |
план, сценарий, справки |
Программа «Я и культура»
формирование отношения к искусству
Гертер З.В.
Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы.
Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны – разрушительный воспитательный негатив, с другой – стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса.
Сущность и значимость художественно-эстетического образования состоит в создании, сотворении «второй природы» (т.е. культуры), которая с помощью искусства и науки, художественного преображения мира поможет школьнику обрести истинно человеческое сознание, воспитать волю и сочувствие, соучаствовать в творении добра и красоты. Не просто заучивать, закреплять, усваивать, повторять, а прежде всего – переживать, оценивать, создавать, выражать, т.е. – становиться субъектом культурно-творческой деятельности. Перейти от узко грамматического содержания предмета к духовно-социальному, сущностному содержанию, из-за которого родилась и не умирают в человеческом обществе все виды искусств.
Критерии художественно-эстетического образования школьников:
Ценность ребенка как творческой личности, органической части образовательного пространства.
Эстетическое отношение к действительности.
Диалогичность общения.
Поисково – исследовательский характер деятельности ученика и учителя.
Целостное освоение мира в единстве научного и художественно – образного познания.
Использование в образовательном процессе основных видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно – ориентационной, общения, преобразовательной и художественно-эстетической).
Нацеленность школьника и учителя на саморазвитие, самосовершенствование.
Цель: формирование у учащихся способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и обществе; понимание важности усвоения эстетических норм в процессе развития личности.
Задачи:
- воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства красоты, мастерства, развитие творческого мышления;
- формирование понимания значимости искусства в жизни каждого учащегося;
- создание благоприятных условий для выражения и применения своих художественных способностей.
Рекомендации классному руководителю:
Вовлечение учащихся в кружки с учетом интересов, проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.
Предполагаемый результат деятельности:
Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие учащихся в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Формы, методы работы:
- посещение театров, выставок, цирка;
- экскурсии в художественную галерею, музеи;
- выставки художественно-прикладного творчества;
- конкурсы художественно творчества;
- праздники, экскурсии, работа кружков.
Мероприятия по реализации программы:
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственный |
Время |
1 |
Запись в кружки, секции, школы, города |
|
1-11 |
Кл. руковод. |
сентябрь |
2 |
Праздник «Первого звонка» |
праздник |
1, 11 |
Кл. руковод. Зам. по ВР |
сентябрь |
3 |
Экскурсии на художественные выставки |
экскурсия |
2-9 |
Кл. руковод. |
По плану музея |
4 |
Инсценированная сказка |
Театр конкурс |
2-4 |
Кл. руковод. |
Декабрь январь |
5 |
Наряды для куклы |
экускурсия |
2-4 |
Кл. руковод. |
ноябрь По плану музея |
6 |
Что такое красота? |
беседы |
2-5 6-9 |
Кл. руковод. |
По плану кл. руков |
7 |
Культпоход в театр |
Посещение театра, спектакль |
2-4 5-6 |
Кл. руковод. |
Декабрь |
8 |
Встречи с замечательными людьми |
Встреча с поэтом Кищенко |
9,10,11 |
Кл. руковод. |
февраль |
9 |
Поездка в цирк |
Посещение цирка |
9,10 |
Кл. руковод. |
Декабрь |
10 |
Конкурс веселых и находчивых |
конкурс |
5,6 |
Кл. руковод. Учит. матем. |
ноябрь |
11 |
Конкурс театральных коллективов |
смотр |
5-11 |
Зам. дир. По ВР, педагог-организатор, музыкальн. руковод. |
Февраль март |
12 |
Праздники а) Фантазии осени «Осень краса»
б) День учителя
в) День матери
г) День земли |
Праздник
Праздник
Праздник |
1-4 5-11
4-5,6 9,10
5-11 |
Зам. дир. По ВР, педагог-организатор, музыкальн. руковод.
Педагог-организатор Зам. по ВР |
30.09.
30.09
Ноябрь
апрель |
13 |
Школьный и городской конкурс чтецов |
конкурс |
1-4 5-8, 9, 10,11 |
Педагог-организатор Зам. по ВР |
Октябрь ноябрь |
14 |
Юбилей школы |
праздник |
8,9,10,11 |
Педагог-организатор Зам. по ВР |
ноябрь |
15 |
Новогодние программы |
праздник |
1-4, 5-8 массов. 9,10,11 дискотека |
Педагог-организатор, Кл. руковод. Зам. по ВР |
декабрь |
16 |
Рыцарский турнир |
соревнования |
9,10,11 |
Педагог-организатор Зам. по ВР |
Февраль |
17 |
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию» |
Музыкальная игра |
3,4 5-7 |
Учитель музыки Кузнецова Н.В. |
Ноябрь февраль |
18 |
«Мамин день. Мамы и дочки» |
Конкурсное соревнование |
5-9 |
Кл. руковод. |
Март |
19 |
Традиционные русские праздники «Рождество» «Масленица» «Пасха» |
праздники |
2-11 |
Кл. руковод. Педагог-организатор |
Январь март апрель |
20 |
Мои любимые книги |
Книжкина неделя |
2-9 |
Библиотекарь кл. руковод. |
По плану библиот. |
21 |
«Волшебный мир руками детей» творческий отчет |
Выставка детского творчества |
2-11 |
Кл. руковод. Учитель технологии |
май |
22 |
О красоте, моде и хорошем вкусе |
Диспут |
9,10 |
Кл. руковод. |
апрель |
Этапы реализации:
Создание программы.
Составление плана мероприятий по реализации программы.
Отслеживание результатов участия ребят в мероприятиях, экскурсиях.
Мониторинг за ходом реализации программы:
Диагностика деятельности ученика и учителя (информационно-аналитический материал).
Анкетирование «Мир моих увлечений»
«Личностный рост подростка»
«Что мне интересно? Мой познавательный уровень»
Уровень воспитанности учащихся 1-11 кл.
Проблемы и пути совершенствования работы
с одаренными детьми в музыкальной педагогике
Кузнецова Н.В.
Музыкальная педагогика сделала немало для создания условий, способствующих развитию передовых форм обучения и, что особенно важно, творческому воспитанию юных дарований. Все более утверждаются принципы, отвергающие обучение как формальное накопление знаний, умений и навыков. Оно признается лишь средством для открытия новых путей, изучения новых способов действий, ведущих к достижению новых уровней результатов. Новая музыкальная педагогика и психология требуют, чтобы ученик не только воспитывал и обучал себя собственными поступками, а учитель направлял и регулировал факторы, определяющие эти поступки, но чтобы и учитель, и ученик ясно осознавали цель этих поступков.
Л. С. Выготский заметил, что «нет никакой» одаренности вообще», но существуют различные, специальные предрасположенности к той или иной деятельности». Можно проследить абсолютную аналогию с утверждениями общей психологии в следующем положении, принятом в музыкальной педагогике: «Музыкальная способность не дана в готовом виде в отправном пункте ее развития. Она формируется в активной творческой деятельности музыкального слуха». Б. М. Теплов впервые ввел понятие о музыкальности как синтетическом выражении музыкальной одаренности и определил ее основные составляющие: эмоционально-эстетическое отношение к действительности, образное мышление, система музыкально-слуховых представлений, включающая различные качественные свойства музыкального слуха, ладовое и ритмическое чувство. Резюмируя многие мнения, В. И. Петрушин пишет: «Главный показатель музыкальной одаренности – способность добиваться наивысшего результата за короткий отрезок времени и затем долго сохранять в сознании однажды уже достигнутый результат, воспроизводя его, когда надо, во всем блеске и совершенстве».
Вдумчивому и внимательному педагогу и без тестов возможно составить объективное мнение об индивидуальности своего ученика, как бы тот ни маскировался и «ни делал вид», если он знаком с механизмами апперцепции и способен на основании даже самых незначительных признаков «открыть путь к изучению великих проблем, поскольку все связано со всем, так и малое соединяется с великим». Под данным термином (апперцепция) следует понимать все предварительные элементы опыта, которые мы приносим во внешнее восприятие и которые определяют собой тот способ, каким новый объект будет нами воспринят. Иначе говоря «апперцепция означает ничто иное, как участие нашего предыдущего опыта в формировании настоящего».
Музыкальное произведение может рассматриваться как своеобразный экран, на котором отражается личность исполнителя, уровень его развития в настоящее время и дальнейшая перспектива. Социально-психологические факторы (возраст и пол, уровень образования и принадлежность к конкретному социально-демографическому слою) влияют на характер исполнительских действий – результат музыкального восприятия – не меньше, чем соответствующие способности и подготовка в этой области. Например, девочка, владеющая прекрасными вокальными данными, уже достигшая успеха на областных и российских конкурсах находится в том социальном статусе семьи, где родителей не интересует одаренность своего ребенка и это мешает дальнейшему росту её профессионального мастерства. Этот один из примеров доказывает неоспоримое влияние всех социально-психологических факторов на содержание ценностных ориентаций личности вообще и музыкальных интересов в частности как составной общего целого их духовной культуры, в котором «как в зеркале может отразиться с большей или меньшей полнотой вся личность с характерными для нее ценностными ориентациями».
Комплекс музыкальных способностей формируется лишь в музыкальной деятельности, причем каждая из них связана с определенной стороной. Развиваясь, специальные музыкальные способности, особенно такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, свободное оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие способностей индивида в целом.
Общее физическое здоровье учащихся – общефизический фактор эффективности и процесса обучения, и профессиональной деятельности. Существуют целые системы общего оздоровления.
u Организовывая учебный процесс, творческую работу и любые другие виды деятельности, необходимо тщательно продумывать условия, в которых будет происходить эта деятельность, чтобы исключить факторы, отрицательно сказывающиеся на работоспособность одаренного ученика, так как это приводит к излишней утомляемости и, как следствие, к ослаблению