| ||||||
|
| |||||
вредные привычкиКлассный час "О вреде курения" Учитель: Войтюк Н.В. Форма: суд над сигаретой (ролевая познавательная игра) Оформление класса: *Плакат: “Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации” О. Де Бальзак. * Таблица по биологии “Вред курения”. * Кинофильм о вреде курения. * Муляж легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких. * Рисунки - карикатуры о вреде курения (рис. 1, рис. 2). * Результаты анкеты на доске о курении. * Газета “За здоровый образ жизни ” (о спортсменах класса). * Эстрадные песни о вреде курения (например, исполнитель Буйнов А. “Бросаю курить”). Реквизит: * Маски медведя, лисы, дятла, волка, домик. * Шапка судьи, парик судьи. * Деревянное долото. * Словарь Даля. * Цифры о химическом составе табака. * Микрофон, метроном. Анкета (проводиться перед классным часом), результат оформляется на доске. Примерные вопросы анкеты: 1. Пробовали ли вы курить? 2. Если “да”, то в каком возрасте? 3. Первую сигарету выкурили: а) один; б) с другом; в) в компании. 4. Курю для того, чтобы а) считать себя взрослым; б) за компанию; в) ради интереса. 5. Какова реакция родителей на то, что вы курите: а) ругают; б) убеждают бросить; в) безразличны. Вступительное слово: “Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества - никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. Узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Проведем с вами суд над сигаретой. Судья! Займите свое место. Итак, внимание: суд идет!” Судья: “Начинаем наше судебное заседание. Ввести подсудимую” (Входит сигарета) Судья: У нас присутствуют * со стороны защиты: Табак - рода многолетних трав из семейства пасленовых. * со стороны обвинителя: – историки – медики – биологи – спортсмены – филологи – математики – художники – химики – корреспондент (Участники в соответствующих костюмах.) Для начала обратимся для разъяснения к знатокам русского языка. Филолог I: Владимир Иванович Даль русский лексикограф, пишет: “Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье”. Филолог II: Далее: “Табачник – торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали”. Судья: Не понятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. Для разъяснения – слово историкам. Историк I: История приобщения европейце в курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1942 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение “петум” – так они его называли. Историк II: После второго похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку. Историк III: В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раз – резали носы, уши, ссылали в дальние города. Судья: Понятно, что имел в виду В.И. Даль в своем толковом словаре. Слово защите. Табак I: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению - это способствовало принципам западной цивилизации. Табак II: Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество. Судья: Слово медикам. Медик I: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока. Медик II: Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением. Историк I: Я добавлю, ваше высочество судья. В Англии по указанию Елизаветы I (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее. Судья: Прошу соблюдать порядок, очередность выступлений. Слово математикам. Математик I: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот кто рядом выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака. Математик II: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд (звук метронома). За год – это 2,5 млн. человек. Математик III: Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн. Судья: Да! Страшные цифры услышали мы от математиков. Настало время свидетельский показаний. Слово лесным жителям. (Сказка в сокращении) Рассказчик: Решил мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку: “Я – медведь их нашел. С того все и началось ”. Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать, и трубку им набивать обо всем медведь забыл – набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула. Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?! Не виделись мы все лето. Как ты бедный похудел. Будто целый год не ел. Что с тобою, ты больной? Медведь (истощенно): Сам не знаю, что со мной! Не здоровится мне что-то! Лезет шерсть, в костях ломота. Ничего почти не ем – Аппетита нет совсем! Стал я раньше спать ложиться Да не сплю, никак не спится. Кашель душит по утрам Дурнота по вечерам. Колет в сердце, в лапах дрожь. Лиса (добро): Что ж ты к дятлу не пойдешь? К дятлу надо б обратиться. Он у нас такая птица: Сразу скажет, что к чему Не ленись, сходи к нему. Рассказчик: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы. Волк (удивленно): Слушай Миша – Михаил! Что ты делал, как ты жил? Провалилися бока – Шкура стала велика! Ты хвораешь ? Медведь: Да хвораю. Волк: Что с тобой? Медведь: Силы нету той. Нездоровится мне что-то Лезет шерсть, в костях ломота Ничего почти не ем – Аппетит пропал совсем! Начал раньше спать ложиться; Да не сплю, никак не спиться. Душит кашель по утрам Дурнота по вечерам. Сердце колет, в лапах дрожь... Пропадаю ... Волк : Пропадешь, если к дятлу не пойдешь! Надо к дятлу обратиться Он у нас такая птица! Разберется, даст совет Да, так да, а нет, так нет. Медведь: Завтра я к нему пойду. Волк: А найдешь его? Медведь: Найду. Рассказчик: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел медведь к сосне, голову задрал кверху: Медведь: Дятел, дятел, старый друг! Ты спустись на нижний сук. Дятел: Ба! Топтыгину привет! Ты здоров ли? Медведь: Видно нет. Не здоровится мне что-то Лезет шерсть, в костях ломота. Ничего почти не ем - Аппетит пропал совсем! Начал раньше спать ложиться; Да не сплю, никак не спиться. Душит кашель по утрам Дурнота по вечерам. Сердце колет, в лапах дрожь... Дятел: Верно куришь или пьешь? Медведь: Да, курю, откуда знаешь? Дятел: Больно дымом ты воняешь Ну-ка сядь под этот сук Дай-ка спину тук, тук, тук! Да-с. Выстукивать не просто Медведей такого роста. Не дышать и не сопеть Ты больной, хоть и медведь. Ну с ... мне все как будто ясно. Медведь: Не смертельно ли опасно? Дятел: Накопилась в легких копоть- От курения вся беда Ты Топтыгин хочешь топать? Брось куренье, навсегда! Медведь: Бросить? Трубку? Зажигалку? И с сухим листом кисет? Не смогу! Не брошу! Жалко! Дятел: Выполняй ты мой совет! А не то в берлоге Ты протянешь скоро ноги! Судья: Есть ли что табаку сказать в защиту? Табак: Нет. Судья: Слово для обвинения табакокурения медикам. Ведь именно они назвали курение - чумой XX века. Медик I: Посмотрим на таблицу (Рассказ по ней). Ухудшается память, внимание, почерк, глазомер. Медик II: Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак. Медик III: Бедные легкие (в руках держит муляж легких). Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя. Медик IV: В медицины известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких. Медик V: Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей. Медик VI: Легкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения. Медик VII: Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, желтый цвет зубов - все это выдает курильщика. Судья: Почему курят? Это так вредно. Слово по результатам анкеты (анализ анкеты). Судья: У защиты есть желание взять слово. Табак: Да. Если все так плохо, то как же опровергнуть поговорку “Капля никотина убивает лошадь”. А люди курят и их не убивает никотин. Судья: Кто возьмет слово. Биологи - говорите. Биолог I: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек? Биолог II: В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет - смертельный исход неизбежен. Биолог III: В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак. Судья: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово в обвинении химикам. Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества). Судья: Видеосвидетельство (просмотр кинофильма). Судья: Последнее слово подсудимой. Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод - курить - здоровью вредить. И сколько бы вам не было лет 13 - 30 - 60 сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы. Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, есть такие. Я понесу заслуженное наказание. У меня все. Судья: Увести подсудимую для вынесения окончательного приговора. (Суд удаляется на совещание) – Слово спортсменам класса . Рассказ о себе, о здоровом образе жизни. – Слово художникам . Защита тематических плакатов (рис. 1, рис. 2). Корреспондент (заслушав обвинение, защиту): Я – корреспондент местной газеты. Мы объявили конкурс на лучшего знатока о вреде курения. Для этого позвольте у вас взять интервью. Итак: 1. Какой вред здоровью может принести сигарета? 2. Какие вредные вещества в сигарете? 3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий? 4. Как вы поясните поговорку “Капля никотина убивает лошадь!”. 5. Как ведется борьба с курением в других странах? У нас в стране? В школе? Борьба с курением. Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате. Дания – запрещено курить в общественных местах. Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия. Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет. Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения. Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек. Судья: Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие последствия курения, суд решил: активно вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни. Классный час заканчивается прослушиванием эстрадных песен о вреде курения по куплету с обсуждением текста, высказыванием своего отношения к вопросу. ЛИТЕРАТУРА: 1. ВШ 4-89 Углов Ф. “Открытое письмо курящей девушке” с. 98 | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |