самодиагностика учителя

Сайт школы № 45

г. Копейска

Челябинской области

самодиагностика учителя

 

Самодиагностика учителя

по выявлению субъект-субъектности в отношениях учитель – ученик

 Архипова Л.П.                       

Тест предназначен для выявления стиля преподавания и определяющих его сочетаний личностных и профессиональных черт учителя. Тест состоит из 50 вопросов закрытого типа, которые распределяются по пяти шкалам:

1.Ценностные ориентации.

2.Психоэмоциональное состояние.

3.Самооценка деятельности учителя по формированиюздоровьесберегающей среды.

4.Стиль преподавания, выстроенный в соответствии с субъкт-субъектностью отношений.

5.Социальная желательность (коррекционная).

При ответе на вопросы можно использовать бланки для опросника профессиональной готовности. Вопросы скомпонованы таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность каждому самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.

Уважаемые коллеги!

Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, не забывайте, что «неправильных» ответов быть не может — могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответа выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отмечайте в соответствующей клетке крестиком или другим значком. Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста будет производиться вами самостоятельно.

1.  В воспитании важнее всего

1)окружить ребенка теплотой и заботой; 2) уважительное отношение к старшим; 3) выработать у него определенные взгляды и умения.

2.  Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не

могу вести урок

1 )да; 2)нет; 3) в зависимости от настроения.

3.  Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

1)интерес, за умение учиться; 2) смущение, 3)раздражение.

4.  Если класс не приведен в порядок,

1)я не могу начать урок; 2) я не обращаю на это внимания; 3) моя реакция зависит от ситуации.

5.   Когда я поступаю несправедливо с учеником

         1) мне трудно признать это; 2) я готов признать свою неправоту; 3)таких случаев не было.

6.   Для меня важнее

1) отношения с учениками; 2) с коллегами; 3) не знаю.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно
скрыть

1) часто; 2) иногда; 3) никогда не вызывают.

8. Присутствие на уроке посторонних

1)воодушевляет меня; 2) никак не отражается на моей работе; 3) выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать корректно замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте

1)обычно; 2) нет; 3) в зависимости от ситуации.

10.            Я с одинаковой теплотой отношусь ко всем своим ученикам

         1)не уверен; 2) нет; 3) да.

11.  Во время перемены я предпочитаю общаться

         1)с учениками; 2) с коллегами; 3) лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении

         1) нет; 2) не всегда; 3)да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

1) да; 2) нет; 3) не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) дает четкие указания; 2) не вмешивается в мою работу; 3) предлагает простор для творчества.

15. Мне приходилось высказывать суждение о вещах, в которых я плохо
разбираюсь

1)да; 2) нет; 3) не помню.

16.    Случайные встречи с учениками за пределами школы

1)  доставляют мне удовольствие; 2) вызывают у меня чувство неловкости; 3) не вызывают у меня особых эмоций.

17.    Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или
несчастным

1) часто; 2) редко; 3) никогда.

18.  Замечания со стороны коллег и администрации я рассматриваю как рабочий момент

1)меня мало волнуют: 2) иногда задевают меня; 3) часто задевают меня.

19.  Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1)всегда; 2) предпочитаю импровизацию; 3) зависит от ситуации.

20.     Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах
1)да; 2)нет; 3) не помню.

21.   Мнение  каждого ученика нужно принимать таким, какое оно есть
1)я согласен: 2) не согласен: 3) что-то в этом есть.

22.    Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
1)да; 2) иногда; 3) нет.

23.    Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами

1) доставляет мне всегда удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) в тягость.

24.  Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) я плачу ему той же монетой;  2) игнорирую этот факт; 3) предпочитаю понять причину поведения ученика;

25.    Я добросовестно готовлюсь к урокам
1)обычно; 2) иногда; 3) всегда.

26.    В работе для меня важнее всего

1) привязанность учеников; 2) признание коллег; 3) чувство собственной

необходимости.

27.             Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
1)часто; 2) иногда; 3) не зависит.

28.             В дружелюбном отношении со стороны коллег своей школ

1)я не сомневаюсь; 2) уверенности нет; 3) затрудняюсь ответить.

29.     Когда ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1)я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку; 2) перевожу разговор на другую тему; 3) пытаюсь понять его точку зрения.

30.     Я опаздываю на работу

1)регулярно: 2) изредка: 3) никогда не опаздываю.

31.     Если при мне незаслуженно наказывают ученика

1)я тут же заступлюсь за него; 2) один на один сделаю замечание коллеге: 3) сочту некорректным вмешиваться.

32.             Работа дается мне ценой большого напряжения
1)обычно: 2) иногда; 3) редко.

33.             У меня нет сомнения в своем профессионализме по выстраиванию образовательной среды

1) конечно; 2) есть сомнения; 3) не приходилось задумываться.

34.  По-моему, в школьном коллективе важнее всего

    1) трудовая дисциплина; 2) отсутствие конфликтов; 3) возможность

работать творчески.

35. Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня
1)часто; 2) иногда; 3) никогда.

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что
он меня не любит»

1)согласен полностью; 2) не согласен; 3) что-то в этом есть.

37.             Мысли о работе мешают мне уснуть
1)часто; 2) редко; 3) никогда не мешают.

38.             На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
1)часто; 2)иногда; 3) предпочитаю слушать других.

39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

          1)если ученик этого заслуживает; 2)затрудняюсь ответить; 3)это

недопустимо.

40.             Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу
1)не всегда; 2) не знаю; 3) всегда.

41.             Во время каникул я испытываю потребность в общении с
учениками

1)да:2) нет; 3) иногда.

42.             Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
1)редко; 2) обычно: 3) всегда.

43.             Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных в здоровьесбережении

1)да; 2) не помню; 3)нет.

44.     Непредвиденные ситуации на уроках

1)только мешают учебному процессу; 2)лучше игнорировать; 2)можно эффектно использовать.

45.             Мне случалось быть не совсем искренним с людьми
1) да; 2) нет; 3) не помню.

46.             В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на
сторону

1) ученика; 2) учителя; 3) сохраняю нейтралитет.

47.     В начале или конце учебного года у меня проблемы со
здоровьем

1) как правило; 2) не обязательно; 3) проблем со здоровьем нет.

48.             Мои ученики относятся ко мне с симпатией, так как я выстраиваю отношения через положительную мотивацию

1) да; 2) не все; 3) не знаю.

49.             Я умею владеть собой и требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными

1) не вызывают; 2) не знаю; 3) вызывают.

50. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом

1) да; 2) нет; 3) не помню.

 

 

Лист ответов

 

 

2

3

4

5

 

1

2

3

1

2

3

 

1

2

3

 

1

2

3

 

1

21

3

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

IS

 

 

 

19

 

 

 

20

 

 

 

21

 

 

 

22

 

 

 

23

 

 

 

24

 

 

 

25

 

 

 

26

 

 

 

27

 

 

 

28

 

 

 

29

 

 

 

30

 

 

 

31

 

 

 

32

 

 

 

33

 

 

 

34

 

 

 

35

 

 

 

36

 

 

 

37

 

 

 

38

 

 

 

39

 

 

 

40

 

 

 

41

 

 

 

42

 

 

 

43

 

 

 

44

 

 

 

45

 

 

 

46

 

 

 

47

 

 

 

48

 

 

 

49

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация к тесту

Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики

 

Приоритетные ценности учителя

1.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то Вы - наш единомышленник. Вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не "производственная необходимость" и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет ваше здоровье и учеников.

1.2. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе учителя Вам важна поддержка коллег, их признание. Для Вас особое значение имеет их мнение. В свою очередь коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзника, который может понять их проблемы и поддержать. Однако дети в не меньшей степени нуждаются в Вашем внимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что дети не видят в Вас союзника, а Ваши отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, а в худшем - пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет сотрудничество в процессе обучения и воспитания.

1.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то школа для Вас «не один свет в окошке». Возможно, круг Ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Вы бережно относитесь к своим проблемам и переживаниям, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне школы. Или Вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, или работа отнимает у Вас столько душевных сил, что многое стало для Вас безразлично.

Психоэмоциональное состояние.

2.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то очевидно, работа в школе отнимает у Вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно Вы предъявляете завышенные требования к себе и к окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы учителя и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло Вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны и в ваших силах найти необходимые для Вас средства и способы саморегуляции, которые помогут вам достичь благополучного психоэмоционального состояния.

2.2. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности вашей нервной системы Вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение может зависеть от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств может выбить Вас из колеи. В таком состоянии Вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия, отрицательно влияющие па эффективность Вашей работы. Не всегда в Ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.

2.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то Ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

Самооценка.

3.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретаю! реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.

3.2. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то ваша самооценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других. Позитивная оценка Вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету: у Вас «вырастают крылья». Вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки (в «полосе неудач») негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих. Это мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать  благоприятную, творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.

Стиль преподавания.

4.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то возможно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для Вас - объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций в Вашем стиле преподавания не способствуют взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.

Возможно, Вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника» и Вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействий?

4.2.  Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у ребят уважения к учителю, продуктивности в работе, и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания - строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?

4.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то для Вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников.

Основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для Вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности обучения.

 

Достоверность ответов

 

Преобладание 1-2 вариантов говорит о высокой степени Вашей искренности и способности объективно оценивать себя.

Преобладание ответов третьего варианта говорит о Вашей зависимости от социально одобряемых норм.

 

Рис. 14. Обобщенный психологический портрет

учителя МОУ СОШ № 45 в 2000 и 2005 г.

 

Благоприятная эмоциональная обстановка, дающая возможность творческой плодотворной работы, сохраняющая здоровье учителя и ученика у 40% учителей школы. Эмоциональную стабильность обеспечивают 30% профессионалов и 35% учителей, владеющих навыками позитивного самовосприятия, а 65% учителей относят себя к тем профессионалам, которые смотрят на ученика ни как на объект воспитания, а видят в нем равноправного партнера. Необходима работа по управлению собственными эмоциями у 55% педагогов, неустойчивая самооценка у 40% и еще не изжит авторитаризм у 20% учителей.

За 5 лет увеличилось число учителей считающих учителя и ученика единомышленниками на 14%, и на 18% учителей больше видят ученика как равноправного партнера.

На положительном фоне возросла на 7%. тревога, бессилие, что объясняется социальной нестабильностью в обществе и обилием школьных реформ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz