проект

Сайт школы № 45

г. Копейска

Челябинской области

проект

План - проспект реализации инициативного проекта

Ильина Е.П.

Радченко Э.М.

Название проекта:

 Создание коллекции электронных материалов

к урокам курса «Окружающий мир»

в начальной школе (2 класс)

с опорой на краеведческий материал

 

1 этап реализации проекта:  

включение в учебный план уроков информатики со 2 класса.

 
Уроки информатики предполагают не только теоретическое изучение предмета, но и компьютерный практикум на каждом занятии, для того чтобы школьники смогли получить начальные практические навыки работы на компьютере. Эти знания помогут им выполнять тестовые работы по курсу «Окружающий мир» и в электронном варианте
 

2 этап реализации проекта:

создание коллекции электронных материалов к урокам «Окружающий мир» для 2 класса.

В реализации этого этапа принимают участие ученики 9 классов, которые вместе с учителем начальной школы и учителем информатики подбирают материал для презентаций и создают их

 

 

3 этап:

апробация созданного электронного приложения на уроках «Окружающий мир» во втором классе:

-   преподавание уроков курса с использованием ИКТ

-   выполнение тестовых проверочных работ

(в электронном варианте) по материалам уроков

 

 
выполнение тестовых работ
 

 Актуальность проекта

 Для того, чтобы школа была конкурентной на рынке образовательных услуг, она должна производить «продукт», нужный родителям учеников. Таким «продуктом» может стать информационная культура и компьютерная грамотность учащихся. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера. Для подготовки таких учащихся нужно реализовать проект информатизации школы.

Необходимо понимать, что использование информационных технологий приводит к достижению новых образовательных результатов. Компьютеризация школы непосредственно влияет на выбор образовательной стратегии, ориентированной не на запоминание и репродукцию, а на творческое осмысление, совместное обучение.

       Информатизация школы так же вызвана необходимостью использования больших объёмов информации во всех сферах деятельности школы, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью традиционных технологий и средств связи, с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и, как следствие, - переход в области обмена информацией на новые технологии, приводит к необходимости создания информационных систем. Ещё одной важной задачей является развитие умений учащихся в области информационных технологий.

       Цель проекта информатизации школы – процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации.

Одним из направлений реализации программы информатизации нашей школы является разработка и реализация инновационных образовательных проектов, касающихся использования ИКТ в процессе обучения. 

   Цели и задачи проекта:

        Наш проект исходит из потребностей информатизации образования, которая предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. При информатизации должна быть так же решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.

В данном проекте  компьютер рассматривается как средство обучения оптимизирующее учебный процесс.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование -  это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную  с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

·        развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

·        перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися

·        активизировать познавательную деятельность учащихся

·        проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация)

·        индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

 

Таким образом, целью проекта является:

 

·        Создание коллекции электронных материалов (как демонстрационно – дидактических, так и контрольно – измерительных) к урокам курса «Окружающий мир» в начальной школе для 2 класса с опорой на краеведческий материал.

Основная педагогическая цель:

·        интегрирование обычного урока с компьютерными технологиями

 

Задачи проекта

·        переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Подбор материала и составление из него урока зависит от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки учащихся.

·        применение современных компьютеров в качестве технического средства обучения

·        осуществление обратной связи на уроке с помощью компьютера, отслеживать уровень усвоения программного материала и коррекцию пробелов в знаниях учащихся.

  

Образовательные:

·        формирование и дальнейшее развитие различных умений и навыков обучаемых (познавательные интересы, мировоззрение, творческие и интеллектуальные качества личности)

·        формирование  и развитие умений учащихся в области информационных технологий.

 Воспитательные:

·        воспитание эстетических вкусов

·        воспитание любви к Родине, родному краю, бережного отношения к окружающему миру.

 

     Мы взяли для работы курс «Окружающий мир», потому что это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребёнка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. При изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления ребёнка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Большое значение имеет этот курс и для адаптации ребёнка к школьной жизни.

 Этот курс мы изучаем с опорой на краеведческий материал. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю.  Изучая природу родного края можно узнать наиболее важные её законы. Зная законы природы, можно обезопасить себя в неожиданных, экстремальных ситуациях. Природа может накормить и подсказать, как найти выход из создавшегося положения, и даже прибавить здоровья. Животные и растения, которые живут рядом с человеком, расскажут о погоде, о состоянии окружающей среды, подскажут, можно ли искупаться в данном водоёме, помогут определить, где лучше ловить рыбу и собирать грибы, ягоды, полезные растения и многое другое.

 

Срок начала инициативной деятельности:

Сентябрь 2006 года.

Срок окончания инициативной деятельности:

 Февраль 2008 г.

 

Содержание проекта

 

 Педагогическая сфера реализации проекта – предметно-урочная (уроки курса «Окружающий мир» во 2 классе).

Возможно использование созданных методических материалов на факультативах природно – экологической направленности.

 

Организационные формы реализации проекта:

(где можно применять, какие задачи позволяет решать)

·        Разработанные методические материалы можно использовать при изучении материала, как нетрадиционную форму организации учебного процесса, она вызывает интерес и повышает эффективность учебного процесса;

·        Можно использовать для индивидуальной творческой работы с учащимися (проектная деятельность);

·        С обучающимися на дому

·        С обучающимися по специальным программам обучения (дети с задержкой развития)

·        С обучающимися в экстернате

·        При проведение предметных олимпиад

·        В процессе создаются информационные продукты, которые впоследствии можно использовать для отслеживания результативности УВП.

 

 Охват участников образовательного процесса:

1 зам. директора по УВР, 2 педагога начальной школы, ученики 2-х классов (38 чел.), ученики 9-х классов (15 чел.),  1 учитель информатики, родители второклассников.

 

Партнёрство в рамках инициативного проекта:

данный инициативный проект является составной частью программы информатизации школы, которая в свою очередь является частью программы информатизации уральского региона.


 

Предполагаемые результаты от реализации всего проекта в целом

 

1.     В результате реализации проекта должно появиться большое количество качественных цифровых образовательных ресурсов и учителей, которые умеют эти ресурсы эффективно использовать.

2.     Должна сформироваться инфраструктура обучения, позволяющая каждому школьнику, независимо от места его проживания и уровня достатка семьи, получить доступ к качественным образовательным услугам.

3.     Повышение качества знаний учащихся.

4.     Воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к малой родине, бережного отношения к окружающему миру.

5.     Сокращение времени для подготовки к урокам. (если в школе будет создана демонстрационно-дидактическая и методическая база процесса обучения в области ИКТ, в том числе и на электронных носителях.)

  

 

Создание базы демонстрационно-дидактических пособий на электронных носителях для каждого урока и их апробация

 (с опорой на краеведческий материал).

 

Описание:

Технология работы:

·        собранный материал, как информационный, так и иллюстративный  сворачивается, обобщается и выстраивается в логической последовательности — учащиеся  9 класса с учителем или самостоятельно;

·        Знакомство с приложением Microsoft Power Point и HTML — учитель ИВТ и учащиеся 9 класса;

·        Создание эскиза будущей работы (проектирование) — ученик или группа учеников 9 класса с учителем ИВТ и педагогом начальной школы;

·        Оформление подобранного материала в компьютерном варианте — на уроках ИВТ или факультативе, или самостоятельно дома – ученики 9 класса

·        Уточнение содержания, поиск интересных способов подачи информации, оформление дизайна работы, техническая сторона — учащиеся 9 класса с учителем или самостоятельно;

·        Представление подготовленного материала — учащийся.

·        Апробация урока с использованием подготовленного материала – учитель начальной школы.

 

Результат: создание базы демонстрационного материала.

Он  может быть разным:

·        обычная иллюстрация (слайды, выведенные на большой экран, - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока) 

·        использование анимации в слайдах – как игровой метод обучения, который в начальной школе занимает далеко не последнее место

·        видеоклипы и слайды по теме урока, которые сопровождаются перед просмотром определённым заданием, работающим на развитие внимания и памяти,

·        использование наглядного представления в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций,

·        использование наглядного представления для включения детей в активную деятельность на уроке, с использованием следующих развивающих методов и приёмов: анализа, сравнения, обобщения, классификации.

Количество приёмов может быть разное в зависимости от творчества педагога.

Даже домашнее задание можно задавать дифференцированное, с помощью ИКТ.

А ученики, которые по ряду причин пропустили занятия, смогут с помощью электронных учебных материалов самостоятельно изучить тему дома, на домашнем компьютере.

Так можно осуществлять включение в учебный процесс  и домашних компьютеров. 

 

 

Перечень образовательных областей и предметов:

Окружающий мир – природоведение, экология.

Естествознание – биология, география

Математика – информатика

Филология – русский язык    


 

   Включение в учебный план начальной школы

уроков информатики со 2    класса

 

Результат:

Формирование навыка работы на компьютере уже с начальной   школы, что даст возможность использовать компьютер на уроках как средство обратной связи.

 

 Разработка тестовых заданий, которые позволят в индивидуальном порядке отслеживать уровень усвоения детьми программного материала и корректировать пробелы в знаниях учащихся

 

Описание:

Особенностями программированного и компьютерного обучения является то, что весь учебный материал разделяется на отдельные порции и каждый шаг, каждая порция завершается контролем, будь то вопрос, задание, упражнение или тест. При правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения. Если задание выполнено неверно, то следующая страничка программы просто  не откроется. Это позволяет также формировать навыки самоконтроля и самооценки. Если ребёнок испытывает затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику.

          Таким образом, осуществляется обратную связь – на обычном уроке не всегда возможно сразу увидеть, как каждый ребёнок усвоил материал, а компьютер позволяет отследить это быстро и оперативно.

 

Результат: контроль и диагностика усвоения учебного материала, возможность коррекции пробелов в знаниях учащихся.

 

Перечень образовательных областей и предметов:

Окружающий мир – природоведение, экология.

Естествознание – биология, география

Математика – информатика

Филология – русский язык                             

 Проведение городского семинара

для консультирования педагогов по вопросам использования ИКТ

в учебном процессе

 

Описание:

Информатика  и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Поэтому, главным вопросом реализации проекта должно стать распространение полученных результатов работы, сначала внутри школы, затем на уровне города.

Организация и участие в городских научно-практических конференциях, семинарах  позволит нам не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности.

 

Результат:

Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным  кропотливым трудом.

 

Оформление материалов проекта на сайте школы, на сайте РКЦ

 

Результат:

возможность как внутригородского, так и межрегионального и международного информационного обмена, распространение опыта работы.

 

 

 

 Перспективы распространения результатов проекта

 

Влияние результатов проекта на качество образования

Мы считаем, что организованная подобным образом работа позволяет повысить продуктивность учебной деятельности, т.к. учащийся становится субъектом образовательного процесса.

Она позволяет так же:

·        совершенствовать накопленные компьютерные образовательные продукты, создавать новые компьютерные образовательные продукты для  учебно-воспитательного процесса в школе;

·        продолжать разработки методик использования ИКТ в преподавании различных дисциплин; совершенствовать технологии применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;

·        широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;

·        совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагогов;

·        проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса.

И результатом всего этого станет -  повышение качества образования.

 

 Меры по распространению результатов

Уроки с использованием ИКТ должны стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей стать нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в результате реализации проекта.

Информатика  и ИКТ– это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Поэтому, главным вопросом реализации проекта должно стать распространение полученных результатов работы. Возможные мероприятия по распространению опыта:

·        участие в городских научно-практических конференциях, семинарах  позволит нам не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным  кропотливым трудом.

·        возможно проведение семинаров на базе нашей школы для учителей школ города по вопросам использования ИКТ на школьных уроках. Тематика этих семинаров может быть широка и разнообразна.

·        возможно проведение семинаров сетевого общения   для учителей информатики, словесников, начальной школы, биологии и географии, экономики, региональных и межрегиональных сетевых конференций.

·        рассмотрим возможность издания и распространения методических пособий.

·        размещение информации о реализации проекта и методических материалов на сайте школы.

 

Устойчивость воспроизведения полученных результатов 

 Технология, рассматриваемая в проекте, является достаточно универсальной, поэтому её можно очень широко использовать:

·        при изучении материала, как нетрадиционную форму организации учебного процесса;

·        для индивидуальной творческой работы с учащимися;

·        на факультативных занятиях;

·        с обучающимися на дому

·        с обучающимися по специальным программам обучения

·        с обучающимися в экстернате

·        при проведение предметных олимпиад

·        в процессе создаются информационные продукты, которые впоследствии можно использовать для проведения уроков, изучения материала; отслеживания результативности УВП.

Данная технология будет интересна педагогам, так как:

·        Повышает интерес к изучаемому материалу;

·        Позволяет разнообразить формы урока;

·        Позволяет по мере изменения данных оперативно внести изменения;

·        Позволяет совершенствовать основные приемы работы на компьютере;

·        Позволяет развивать самостоятельность, навыки планирования работы, учебные умения по обработке и представлению информации;

·        Расширяет базу наглядности и способы представления информации (через включение в пособия иллюстраций, схем, таблиц, карт, графиков, диаграмм);

·        Позволяет формировать основные понятия темы, используя анимационные возможности программ.

Для воспроизведения предлагаемой технологии  для любого педагога необходимо лишь пройти курсы повышения квалификации в области ИКТ и наличие необходимого технического оборудования, ну и, конечно, желания творчества.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz