работа с одарёнными детьми
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Ильина Е.П. Зам.дир по УВР
Ц Е Л И И О С Н О В Н Ы Е З А Д А Ч И:
анализ и прогнозирование деятельности школы и семьи по выполнению требований Конвенции о правах ребенка и поддержке одаренных детей, создание условий для их самореализации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей «одаренных».
Программа «Одаренные дети» в школе реализуется в двух направлениях.
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
У ч а щ и е с я :
1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.
2. Выявление одаренных детей:
- диагностика одаренности различных типов и видов;
- анализ результатов одаренности;
- создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.
3. Организация обучения одаренных:
А) внедрение элементов и систем обучения разного уровня сложности:
- использование элементов обучения и системы работы Л.Занкова;
- апробация учебно-методических комплексов «Школа 2100», «Гармония»
б) дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу:
- внедрение дифференцированного обучения в школе как системы работы;
- индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий
в) реализация программ раннего обучения иностранному языку и информатике.
г) участие детей в школьных, городских, областных, федеральных олимпиадах по предметам.
Д) НОУ в 4-х классах.
4. Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:
А) создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (интеллектуальный марафон, дни наук, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);
Б) психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
В) создание системы стимулирования учащихся:
- отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);
- стипендии по линии администрации;
- организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство).
Г) активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие кол-вы).
Д) мероприятия с одаренными детьми:
- выставки детского творчества;
- творческие конкурсы (театр);
- конкурсы хореографических коллективов;
- литературные конкурсы;
- творческие дни;
- спортивные праздники и школьные олимпиады;
- шахматные турниры;
- проведение конкурса «Ученик года»;
- проведение предметных боев, предметных триад, предметных КВН, турниров смекалистых, деловых игр;
- проведение научных конференций;
- участие учащихся в разработке уроков, программ, внеклассных сценариев, внеклассных мероприятий;
- проведение предметных олимпиад очного и заочного типа.
5. Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:
- ежегодная диспансеризация на базе поселковой амбулатории, ЦРБ и городской поликлиники;
- организация отдыха в санаториях, базах отдыха, ДОЛ при школе.
У ч и т е л ь:
1. Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:
- проведение МО на тему «Одаренные дети»;
- организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети».
2. Работа методических объединений по психолого-педагогической подготовке кадров к работе по выявлению, обучению и воспитанию одаренных детей:
- метод. семинары «Творческая одаренность», «Одаренные дети и подростки»,
- изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми;
- самообразование и саморазвитие педагога;
3. Создание системы диагностики одаренных:
- разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей
- создание школьного банка данных одаренных детей.
4. Связь с Управлением образования, ЦМО города по реализации программы «Одаренные дети», установление творческих контактов с коллегами единомышленниками.
С е м ь я :
1. Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.
2. Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье»:
А) программа лектория:
- роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;
- что надо знать о своем ребенке;
- как любить ребенка;
- наше общение в семье;
- искусство быть родителем;
- домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».
Б) групповые консультации:
- современная семья: трудности и надежды;
- воспитательный потенциал семьи;
- одаренный ребенок в семье и в школе;
В) индивидуальная работа с родителями (по запросам)
3. Участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.
4. Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.
|