патриотическое воспитание

Сайт школы № 45

г. Копейска

Челябинской области

патриотическое воспитание

Гражданско - патриоточеское воспитание 

Задачи:

- воспитание высоких нравственных качеств личности;

- воспитание гражданского достоинства;

- уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу;

- воспитание уважения к собственному «я»;

- знание прав и обязанностей человека современного общества;

 

            Формы, методы работы:

 

- уроки истории и граждановедения;

- экскурсии и походы по историческим местам нашего города;

- радиопередачи, посвященные этому направлению;

- декады военно – патриотического воспитания;

- деловые игры;

- профилактические операции;

- работа отряда ЮиД;

- проектная неделя (выборы актива, планирование работы);

- экскурсии, кл. часы.

 

 

Основные мероприятия:

 

№ п/п

Наименование видов деятельности, мероприятий

сроки

Ответствен.

   Выход

1.

 Сентябрьский калейдоскоп

«Я и моя семья», что значит быть хорошим сыном и дочерью «Мои родные – защитники Родины»

1.09.

1 – 11 кл.

праздник

Гертер З.В.

Кузнецова Н.В.

Цибина Л.И.

план, сценарий

 

Посвящение 9 кл. в старшеклассников

кл. час

9, 10 кл.

кл. руков.

зам. дир. по ВР

план, сценарий

 

Спортивный праздник «Золотая осень»

1 – 11 кл.

учит. физкульт.

справка

2.

Дни города

Выставка

6.09

учит. ИЗО

зам. дир. по ВР

информация

3.

Внимание, дети! Профилактическая операция

8. 9 м

Колотова Л.Г.

информация

4.

Работа совета представительства учащихся

в течение года

зам. дир. по ВР кл. руковод.

план работы, протоколы заседаний

5.

Встречи с представителями правоохранительных органов, ИДН

 

Гертер З.В.

кл. руковод.

план-график

6.

Экскурсии в правоохранительные органы

ноябрь

Гертер З.В.

Шевченко Л.И.

план-график

7.

Экскурсии по знаменательным местам нашего города, края, государства

в течение года

кл. руководители

план-график

8.

Проектная неделя (выборы классного и школьного актива, планирование работы)

18-23

09.06

Гертер З.В.

кл. руковод.

Совет предст.

учащихся, справка

9.

День самоуправления

30.09.06.

зам. дир. по ВР

справка

10.

Операция «Забота» посвящена дню пожилого человека

30.09.06.

кл. руков.

информ.

11.

Сбор актива ДО «Лидер»

сентябрь

Гертер З.В.

 

12.

День народного единства (Конкурсы сочинений, рисунков, викторины)

4.11.06

кл. руковод.

Гертер З.В.

справка

13.

Краеведческая викторина «Твой город - твой дом»

декабрь

Кудрявцева Г.В., кл. руководители

справка

14.

«Я имею право» (неделя правовых знаний) городской конкурс – Турнир знатоков права

октябрь

кл. руков. преподават. обществозн.

информация

15.

Неделя ОБЖ, валеологии

 

 

план, метод. материал, справка

16.

Районный конкурс «Сам себе спасатель»

январь

Колотова Л.Г.

информация

17.

Неделя военно – патриотического воспитания

февраль

Колотова Л.Г.

Кузнецов И.В.

Гертер З.В.

план, метод. материалы, справки

18.

Смотр строя и песни

февраль

 

сценарий справка

19.

Неделя детско-юношеской книги

март

Варлакова Н.В.

справка

20.

День Земли

апрель

кл. руков.

пед.- организ.

зам.дир. ВР

сценарий, справка

21.

Игра «Зарница – школа безопасности»

май

Колотова Л.Г.

Кузнецов И.В.

информация

22.

День Памяти

май

кл. руков.

пед.- организ.

зам.дир. ВР

программа

23.

Праздник чести школы

май

кл. руков.

пед.- организ.

аналит. материал

план

24.

Соревнования

- «Школа безопасности»

- военно-полевые сборы

работа отряда ЮиД, сан.посты

май

 

апрель май

Кузнецов И.В.

Колотова Л.Г.

 

 

план работы, справки

25.

Кл. часы – беседы по правилам дорожного движения

в течение года

кл. руков. Колотова Л.Г.

план кл часов, запись в кл. журнал

26.

Конкурс «Лучший класс»

май

кл. руков.

пед.организ.

зам.дир. ВР

аналит. материал

справка

 

 

 

Программа патриотического воспитания учащихся

«Растим патриотов своей страны»

                                                                                         

                                                                                         Кузнецова Н. В.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации “О Воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”, “О гражданской обороне”, письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. №1133/14 – 12, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001г. №122. Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.

Логическим продолжением программы ОБЖ  во внеурочное время является участие обучающихся в работе различных кружков, секций и мероприятий патриотической направленности. Наряду с введением новых форм и методов воспитательной работы необходимо использовать положительный многолетний опыт в организации спортивных лагерей старшеклассников, лагерей юных спасателей, туристических походов и слётов, детских игр и соревнований.

Задача патриотического воспитания как формы обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально - психологических, военно - технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях.

Работа по патриотическому воспитанию строится с учётом специфики данной школы. Поэтому нельзя забывать и об эстетическом воспитании защитника Отечества и о здоровом образе жизни.

Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования в школе, можно способствовать решению других задач нравственного развития личности, т. е. на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию школьников, в том числе и патриотическому.

В процессе обучения театральному искусству, поэзии, танцам и музыке учащийся школы познаёт мир прекрасного, что является альтернативой войне. Меняются его поступки, отношения к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы. Поэтому патриотическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными, эстетическими и др.

В этом и заключается разнообразие форм и методов патриотического воспитания в школе с изучением музыки, ИЗО, хореографии и др.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

- Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях личности, гражданина - патриота.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

патриотической работы.

1. Духовно - нравственное воспитание.

2.Историческое воспитание.

3.Политико - правовое воспитание.

4.Патриотическое воспитание.

5.Профессионально деятельное воспитание.

6.Психологическое воспитание.

7.Воспитание на воинских традициях.

ЦЕЛИ

патриотической работы.

Целенаправленно осуществлять патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности, глубокого понимания священного долга защиты Отечества.

ЗАДАЧИ

патриотической работы

1. Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе, закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные ими на занятиях по ОБЖ.

2. Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.

3. Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.

4.Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества.

5. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями в г. Копейске.

6. Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета ОБЖ.

7.Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, активной жизненной позиции.

8. Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе со школьниками, военнослужащими запаса, ветеранами войны и труда.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

- общешкольные мероприятия по тематике “Защита Отечества - почётная обязанность гражданина России” (беседы, лекции, доклады);

- месячник ГО, защитника Отечества;

- кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно -патриотической тематике;

- конкурсы военно - патриотической песни;

- конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен;

- конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;

- театральные постановки военно - патриотической направленности;

- походы школьников по местам боевой и трудовой славы;

- поисковая работа;

- шефство над инвалидами и ветеранами войны;

- встречи с ветеранами войны и труда;

- создание выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков;

- организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков;

- проведение спортивных игр;

- участие в смотрах военно-патриотической работы;  участие в военно-спортивных играх;

- соревнования по военно - прикладным видам спорта;

- экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения;

- встречи с воинами - бывшими учениками школы;

- мероприятия по ориентации на военные профессии.

ОРГАНИЗАЦИЯ

патриотической работы

Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.

1 категория - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

2 категория - учащиеся 5-8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.

3 категория - учащиеся 9-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно- воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.

СИСТЕМА

патриотического воспитания учащихся

1.  Морально - психологическая подготовка

Осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла. Внеурочная работа:

- кружки по предметам;

- уроки мужества;

- конкурсы сочинений на военно - патриотическую тему;

- обсуждение книг, кинофильмов;

- военно - шефская работа.

2. Военно - техническая подготовка

Осуществляется на уроках труда и физико - математического цикла.

 Внеурочная работа:

- кружки по предметам;

- технические кружки и секции в ДОУ г. Копейска;

- занятия в учебных организациях, курсы военных институтов г. Челябинска;

3. Военно - физическая подготовка

Осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры.

Внеурочная работа:

- сдача нормативов по ГО;

- спортивные секции;

- соревнования по военно - прикладным видам спорта;

- спортивные лагеря;

- военизированные походы, военно - спортивные праздники и вечера.

УПРАВЛЕНИЕ

системой патриотического воспитания в школе

1. Функции управления

·         целеполагание - педагогический анализ

·         разработка моделей готовности - координация
к защите Отечества

·        переход к организационным - контроль
задачам.

2. Состав и структура системы управления

·        администрация

·         ученический совет

·        МО классных руководителей

·         МО учителей предметников

·        Ученическое самоуправление

3. Методическое обеспечение

·         внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания;

·         организация методической учебы коллектива.

 

ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ

- Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

Директор школы осуществляет:

·         общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;

·         анализ состояния  патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными внешкольными организациями, базовыми предприятиями;

·         выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей ОБЖ.;

·         внутришкольный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;

·         создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.

Является председателем общественного совета по патриотическому воспитанию.

Заместитель директора по учебно - воспитательной работе (патриотическому воспитанию), заместитель директора по воспитательной работе:

·         выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;

·         обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;

·         заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно - воспитательного процесса;

·         осуществляет преподавание ОБЖ в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное время, создаёт с помощью директора школы необходимую для этого материальную базу;

·         обеспечивает межпредметные связи ОБЖ с общеобразовательными дисциплинами;

·         организует кружковую работу патриотической направленности;

·         руководит подготовкой и проведением военно - спортивных праздников, смотров, соревнований;

·         поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, городским штабом ГО, воинскими частями и подразделениями;

·         возглавляет профориентационную работу по военным специальностям, стимулирует развитие склонности у учащихся к военной службе, организует помощь юношам в подготовке их к поступлению в военные учебные заведения;

·         использует помощь шефствующих предприятий, воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.

Классный руководитель

·         осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;

·         планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, детских общественных организаций, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;

·         ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;

·        корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования;

Учителя:

·         обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;

·         систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.

УСЛОВИЯ

необходимые для реализации программы

В образовательном учреждении, работающем в режиме школы -комплексе, хорошая материальная база: спортивная площадка, спортзал, тренажерный зал, кабинет ЛФК, класс ОБЖ, всевозможные средства индивидуальной защиты от ЧС, полоса препятствий, спортивный инвентарь для занятия спортом.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

·         укрепление физического и психологического здоровья детей (через занятия в туристко-спортивных кружках при школе);

·         воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;

·         воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честность, самостоятельности.

ПЛАН

патриотического воспитания

сентябрь

Месячник безопасности жизнедеятельности детей

·         Организация работы спортивных, туристических кружков на базе школы (7-11 классы). «День бегуна» 4-11 классы..

·        Лекторий: “Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города” (1-7 классы).

·        Уголок Памяти  «Россия против террора». «Беслан – мы скорбим вместе с вами», проведение информационных классных часов.

·        Посещение музея-выставки пожарной безопасности в г. Челябинске (экскурсия).

·        Беседа: “Противопожарная безопасность”. Встреча с представителем противопожарной службы. (1-7 классы).

·        Лекции врачей-специалистов.

Октябрь

·         Лекторий: “Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту” (8-11 классы).

·        Литературная гостиная «Стихи военных лет».

·        Городской конкурс чтецов, посвященный 60-летию ВОВ.

Ноябрь

·         Посещение краеведческого музея боевой славы воинов - интернационалистов (все классы).

 Декабрь

·        Первоначальная постановка учащихся школы, достигших приписного возраста, на воинский учёт.

Январь – февраль

·         Месячник Дня Защитника Отечества. Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими.

·        Слет «Вперед, мальчишки!».

·        Конкурс рисунков «Дети об Армии».

·        «А ну-ка, парни».

·        Смотр песни и строя.

·        Прохождение медицинского осмотра 11 классов в военкомате.

Март

·         Подготовка мероприятий ко Дню Победы:

·        Музыкально-литературная композиция о войне.

Апрель

1 .Выпуск боевых листков о ветеранах Великой

Отечественной войны г. Копейска

2.Выпуск стенной газеты ко Дню Победы.

3.Показательные выступления участников спортивного кружка школы.

4.Спортивные соревнования, состязания посвящённые Дню Победы,

май

·        Уроки мужества (все классы).

·        Зарница.

·        19 мая - Слет детских общественных организаций.

·        Военно-полевые сборы.

  

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

·         Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”;

·         Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе...”.

·        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001-2005 годы» постановление правительства РФ от 16 февраля 2001г. №122.

·         Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.

·         Методические материалы и документы по курсу ОБЖ автора А.Т.Смирнова.

·         Учебное пособие “Основы военно-патриотического воспитания” автора Г.В.Средина.

·         Программа развития школы № 45

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;

Вестник военной информации - 2000 год;

Жуков И.М. Военно - патриотическое воспитание старшеклассников;

Катуков А.М. Военно - патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;

Кулаков В.Ф.Военная психология и педагогика;

Ларшин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи;

На службе Отечеству - учебник по общественно-государственной подготовки ВС РФ;

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности - учебное пособие.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz